Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Искали своих погибших сыновей вместе с чеченками: премьера «Мамочек» в новосибирском «Глобусе»

28 Января 2012
Татьяна Ломакина, «Тайга.инфо»

Актёр труппы Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» Денис Малютин поставил на родной сцене пронзительную пьесу «военного» драматурга Владимира Зуева «Мамочки» — «повесть о бессмертии» и о том, как матери российских солдат ищут своих пропавших без вести детей. Почему «убитые» не хотят покидать поле боя, зрители спектакля смеются, а дагестанцы плачут, режиссёр и автор пьесы рассказали перед премьерой.

«Надо маме позвонить, что ли», — реакция зрителей первого показа «Мамочек» практически единодушна. Один из секретов такого точного попадания спектакля в том, что пьеса Владимира Зуева основана на реальных историях солдатских матерей, рассказанных ими драматургу по пути в Чечню.

В 2003 и 2005 годах в рамках акции Межрегионального союза инвалидов военных конфликтов «Арсенал-32» Зуев и «мамочки» возили гуманитарную помощь в российские боевые части, расположенные на Кавказе. «Одна [мама] искала ребёнка — ей сказали, что есть информация — он в плену. Две другие — одна нашла, по ДНК определили, и она его похоронила, а другая не нашла и она ездила к этим ребятам, как к своим сыновьям — просто поговорить», — вспоминает писатель прототипов своих героев.

«Татьяна Георгиевна — она в пьесе Младшенькая — потом рассказывала, как вынуждена была просто попрошайничать, собирая деньги на памятник, — продолжает драматург. — Когда она была на премьере одного из спектаклей [по пьесе] в Перми она сказала так: „Я ничего не хочу сказать по поводу „Хромой лошади“ — люди погибли, им памятник уже поставили. Но они же пришли туда отдыхать! Их не загнали туда, как [солдат] в Первую чеченскую. А нашим парням памятник до сих пор не поставлен в городе“».

Впрочем, текст «Мамочек» справился с ролью памятника лучше любого камня и металла — за пять лет пьеса выдержала более 30 постановок, в том числе — театральная читка на одной из сцен Лондона. В Новосибирске за «Мамочек» взялся актёр «Глобуса» и студент второго курса режиссёрского факультета Театрального института им. Щукина Денис Малютин. Его дебют в качестве автора постановки состоялся в рамках проекта родного театра «Третья сцена», цель которого — дать артистам труппы возможность не только играть, но и самим делать спектакли.

«Всё произошло настолько гармонично, было такое единение и согласие со стороны артистов, принятие того, что я предложил именно этот материал именно для них, — признался режиссёр. — Театр — это всё-таки искусство коллективное, поэтому, создав такую команду вокруг себя, я только укрепился в этом понимании. Я ответственный за постановку, но работали мы вместе, и я не отделяю себя как главного. Я до конца жизни буду актёром».

По словам Малютина, второго состава артистов у его постановки скорее всего не будет, потому что это очень «интимный спектакль» и туда не должен входить «какой-то другой человек». Когда одна из мамочек находит место, где лежит её Андрюша, тот борется и орёт: «Мама, мамочка, мамка, я живой, в плену я! Уходи отсюда! Меня когда прикапывали, гранату под меня положили, чтобы не поглумился никто. Уходи, мама». А та с вечно опухшими от рыданий глазами кидается ему на шею — и всё. Её радостного вздоха «Сыночка!» достаточно, чтобы в зрительном зале шмыгнули сразу 100 носов, поэтому и представить на этом месте «вторую» маму невозможно.

Режиссёр рассказал, что на первом прочтении пьесы и на репетициях вся команда постановки успела вместе поплакать, поэтому вполне закономерно было предположить, что и в зале будут слёзы. «Но не предполагал, что тот юмор, который я попытался в некоторых сценах сделать, что он получится, — удивился Малютин. — Тема мамочек, конечно, трагична. Но солдаты — это молодые ребята, это же мальчики — там должен присутствовать юмор, без него даже на войне невозможно. Но я не пытался увеселить эту историю».

Так, мёртвые солдаты несколько раз подряд смотрят видеозапись гибели телеоператора Дэна, когда на фразе журналистки «Сегодня нам посчастливилось пообщаться...», в объектив его камеры стреляет снайпер. Бойцы смеются, им вторит зал — это действительно очень смешно. «Чёрт! Почему не я это придумал? Почему этого нет в пьесе?», — задаётся риторическим вопросом автор пьесы. Владимир Зуев говорит, что видел много неудачных постановок своей пьесы. Неудачных, потому что в ней «очень просто уйти в ложный пафос».

«То, что они (Денис Малютин и команда „Глобуса“ — прим. Тайги.инфо) ушли от этого быта, сделали какую-то метафору, это хорошо, — убежден драматург. — Потому что время-то проходит, а нам говорят: „Войны уже нет, мы не воюем ни с кем. Всё хорошо. Контртеррористическая операция закончилась“. Следовательно, какие-то лобовые вещи рассказывать о войне у нас уже неактуально получается. А если какой-то образ сделать, притчу рассказать, она и через 5 лет будет актуальна, и через 10».

«Я общался с парнями, которые воевали во вторую, первую чеченскую кампанию. Ни для кого не секрет, что многие туда возвращались или хотели вернуться, потому была какая-то злость, было чувство незавершённости после принятия Хасавюртовских соглашений (совместное заявление представителей Российской Федерации и Республики Ичкерии 31 августа 1996 года, завершившее Первую чеченскую войну, — прим. Тайга.инфо), — объясняет своё „войско из-под земли“ автор. В Великой Отечественной войне была победа, и люди, несмотря на то, что было столько испытаний, вернулись победителями. Здесь парни не возвращались победителями. И вот это, может, максимализм юношеский, желание что-то завершить».

Впрочем, это обстоятельство не помешало показать ранние постановки «Мамочек» в Дагестане, причём именно в Хасавюрте. Владимир Зуев говорит, что «зал принимал потрясающе», возможно, потому, что «там около 20 лет вообще никаких театров не было». «И там люди, которых эта тема касается. Неважно, с какой стороны мать — с нашей, не с нашей — она всё равно мать. И эти женщины — наши мамы — рассказывали, как они вместе с чеченками ходили искать [убитых сыновей]».

«После этого вышел звукооператор — чеченец, — продолжает драматург. — По возрасту он мог принимать участие в первой кампании. Он говорит: „Не уезжайте, пожалуйста“. Он стоял и плакал: „Спасибо, — говорит, — что вы про это рассказали“».

Премьерные показы «Мамочек» Дениса Малютина продолжатся в «Глобусе» 14 февраля и 1 марта. Спектакль останется в репертуаре театра до конца сезона. Кроме того постановка включена в программу празднования 75-летия Новосибирской области — её показы в районах стартуют с Маслянино 24 февраля.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272