104 страницы про любовь
3
октября вторник
18:30
3 октября 18:30 · вторник
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Братишки
4
октября среда
18:30
4 октября 18:30 · среда
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Гадкий утенок
4
октября среда
18:30
5
октября четверг
14:00, 18:30
Дни Турбиных
5
октября четверг
18:30
5 октября 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Art
6
октября пятница
18:30
6 октября 18:30 · пятница
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Кот в сапогах
7
октября суббота
14:00, 18:00
7 октября 14:00, 18:00 · суббота
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
8
октября воскресенье
18:00
8 октября 18:00 · воскресенье
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Отель двух миров
8
октября воскресенье
18:00
8 октября 18:00 · воскресенье
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Всем кого касается
10
октября вторник
18:30
11
октября среда
14:00, 18:30
Игроки
10
октября вторник
18:30
10 октября 18:30 · вторник
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
октября среда
14:00, 18:30
11 октября 14:00, 18:30 · среда
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Ревизор
12
октября четверг
18:30
12 октября 18:30 · четверг
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
12
октября четверг
18:30
Золушка
13
октября пятница
18:30
13 октября 18:30 · пятница
Золушка
6+
Большая сцена Оксана Штанина
6+
Вишневые мартинсы
13
октября пятница
18:30
Пряничный домик
14
октября суббота
18:00
15
октября воскресенье
14:00
Три мушкетера
2
ноября четверг
18:30
3
ноября пятница
18:30

«Мамочки»: когда кровь болит

26 Января 2012
София Гольдберг, «НГС. Релакс»

В «Глобусе» поставили спектакль о «чеченских матерях», разыскивающих своих убитых сыновей. Это мощная и пронзительная постановка, на которой зал не может сдержать слез, а в фойе пахнет корвалолом.

Хотите знать, как выглядит горе? Оглушительное, клокочущее изнутри, но тихое, почти блаженное с виду, размывающее границы между сном и явью, между разумом и помешательством, между жизнью и смертью? Вчера я была на премьере спектакля «Мамочки» в «Глобусе» по пьесе известного драматурга Владимира Зуева — ставил спектакль актер Денис Малютин в рамках проекта «Третья сцена», где сами актеры пробуют себя режиссерами. Дебют Малютина не просто безупречен, не просто мощен — некоторым режиссерам за всю свою жизнь не создать такой постановки, после которой трудно говорить и дрожат руки, зал не может сдержать слез, а в фойе стоит запах корвалола. На этом спектакле меня закинули в эту инфернальную реальность жизни солдатских матерей, которые разыскивают во время чеченской войны пропавших без вести сыновей, заставили взглянуть в глаза смерти, которая превращает быт в бытие. Которую героини спектакля отказываются принять и тем самым творят свою новую, еще более оглушительную реальность — бессмертие.

«Мамочки» — это исповедь четырех матерей, которые каждый день ходят на поиски убитых солдат, находят своих и чужих сыновей и хоронят, хоронят, хоронят. И уже не важно, свой или чужой, — пронзительная тема материнства, всеобъемлющего и беспредельного, в спектакле превращается в метафору, от которой стынет кровь в жилах. Зачем эти мальчики родились на свет? Зачем росли? Зачем были самым дорогим для своих матерей? Это постоянное, отчаянное зачем-зачем-зачем, от которого невольно сжимаются кулаки, проходит лейтмотивом через весь спектакль — вот она, чудовищная абсурдность, немыслимость войны. Она не щадит никого, даже циничную на первый взгляд журналистку, снимающую репортаж об этих «мамочках» и заканчивающую вместе с ними — свернувшуюся в оцепенении на тех же аскетичных нарах, стоящих на сцене.

А на заднем плане — курган из камней, похожих на солдатские каски. Это братская могила, где лежат без вести пропавшие сыновья. Этот тот свет, другая реальность, что за завесой, и в которую матери все время пытаются протиснуться, заглянуть хоть одним глазком. Они уже одной ногой там. Но там как будто неплохо — погибшие солдаты собирают свою мертвую армию, чтобы приходить к противнику во снах и говорить: «Выводи войска, сука», учатся силой мысли преодолевать фатальность мертвой плоти, фатальность самой смерти. Эта сила способна на все — молоденький рядовой может даже прикурить, хоть ему и оторвало руки, а совсем мальчик, погибший девственником, «однажды тут так даже бабу отшпилил». Они превратили свою смерть в шутку, в абсурдное издевательство над самим страхом смерти, но все ждут, что их раскопают, что их матери найдут их, и иногда кто-то срывается, тащит свою мать к себе за завесу, снится ей, зная, что лежит на гранате.

Это пронзительный спектакль, на котором невозможно сдержать слез, с блестящей игрой, лишенной и йоты театральщины, с искренними, переворачивающую душу монологами, с оголенным нервом, с тихими разговорами живых с мертвыми. Это спектакль о том, как любовь отказывается принимать смерть как некое абсурдное состояние, о том, что если с человека содрать кожу, останется не живое мясо, а бессмертная, вечно живая душа. Как в прямом, так и в переносном смысле. На сцене творится какая-то иная реальность, выстраданное марево, в котором нет ни живых, ни мертвых, а есть вечность. Поэтому живые закапывают в землю письма мертвым — чтобы быстрее дошли. Имеющий сердце да услышит.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!