Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

«Мамочки»: когда кровь болит

26 Января 2012
София Гольдберг, «НГС. Релакс»

В «Глобусе» поставили спектакль о «чеченских матерях», разыскивающих своих убитых сыновей. Это мощная и пронзительная постановка, на которой зал не может сдержать слез, а в фойе пахнет корвалолом.

Хотите знать, как выглядит горе? Оглушительное, клокочущее изнутри, но тихое, почти блаженное с виду, размывающее границы между сном и явью, между разумом и помешательством, между жизнью и смертью? Вчера я была на премьере спектакля «Мамочки» в «Глобусе» по пьесе известного драматурга Владимира Зуева — ставил спектакль актер Денис Малютин в рамках проекта «Третья сцена», где сами актеры пробуют себя режиссерами. Дебют Малютина не просто безупречен, не просто мощен — некоторым режиссерам за всю свою жизнь не создать такой постановки, после которой трудно говорить и дрожат руки, зал не может сдержать слез, а в фойе стоит запах корвалола. На этом спектакле меня закинули в эту инфернальную реальность жизни солдатских матерей, которые разыскивают во время чеченской войны пропавших без вести сыновей, заставили взглянуть в глаза смерти, которая превращает быт в бытие. Которую героини спектакля отказываются принять и тем самым творят свою новую, еще более оглушительную реальность — бессмертие.

«Мамочки» — это исповедь четырех матерей, которые каждый день ходят на поиски убитых солдат, находят своих и чужих сыновей и хоронят, хоронят, хоронят. И уже не важно, свой или чужой, — пронзительная тема материнства, всеобъемлющего и беспредельного, в спектакле превращается в метафору, от которой стынет кровь в жилах. Зачем эти мальчики родились на свет? Зачем росли? Зачем были самым дорогим для своих матерей? Это постоянное, отчаянное зачем-зачем-зачем, от которого невольно сжимаются кулаки, проходит лейтмотивом через весь спектакль — вот она, чудовищная абсурдность, немыслимость войны. Она не щадит никого, даже циничную на первый взгляд журналистку, снимающую репортаж об этих «мамочках» и заканчивающую вместе с ними — свернувшуюся в оцепенении на тех же аскетичных нарах, стоящих на сцене.

А на заднем плане — курган из камней, похожих на солдатские каски. Это братская могила, где лежат без вести пропавшие сыновья. Этот тот свет, другая реальность, что за завесой, и в которую матери все время пытаются протиснуться, заглянуть хоть одним глазком. Они уже одной ногой там. Но там как будто неплохо — погибшие солдаты собирают свою мертвую армию, чтобы приходить к противнику во снах и говорить: «Выводи войска, сука», учатся силой мысли преодолевать фатальность мертвой плоти, фатальность самой смерти. Эта сила способна на все — молоденький рядовой может даже прикурить, хоть ему и оторвало руки, а совсем мальчик, погибший девственником, «однажды тут так даже бабу отшпилил». Они превратили свою смерть в шутку, в абсурдное издевательство над самим страхом смерти, но все ждут, что их раскопают, что их матери найдут их, и иногда кто-то срывается, тащит свою мать к себе за завесу, снится ей, зная, что лежит на гранате.

Это пронзительный спектакль, на котором невозможно сдержать слез, с блестящей игрой, лишенной и йоты театральщины, с искренними, переворачивающую душу монологами, с оголенным нервом, с тихими разговорами живых с мертвыми. Это спектакль о том, как любовь отказывается принимать смерть как некое абсурдное состояние, о том, что если с человека содрать кожу, останется не живое мясо, а бессмертная, вечно живая душа. Как в прямом, так и в переносном смысле. На сцене творится какая-то иная реальность, выстраданное марево, в котором нет ни живых, ни мертвых, а есть вечность. Поэтому живые закапывают в землю письма мертвым — чтобы быстрее дошли. Имеющий сердце да услышит.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272