Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

Режиссура из «вешалки»

17 Октября 2014
Людмила Смирнова, «Вечерний Новосибирск»

Молодой режиссёр театра «Глобус» рассказал, как сегодня выращивают театральные таланты.

Имя этого режиссера запомнилось новосибирским театралам по поставленному им в «Глобусе» остродраматическому спектаклю «Любовь людей». Ему всего двадцать два, но за плечами режиссерский факультет Российского университета театрального искусства, несколько театральных наград и предложение войти в штат такого солидного театра, как новосибирский «Глобус».

Иван Орлов рассказал читателям «ВН» о том, легко ли сегодня строить театральную карьеру, чем режиссер может зацепить публику и как у театральной вешалки появился второй смысл.

Спектакль за пять дней

 Известный театральный критик Олег Лоевский как-то сказал, что в России режиссеров старшего поколения — целая плеяда, и есть много очень молодых, начинающих талантов, а вот людей среднего возраста среди хороших режиссеров вообще нет! Вы согласны с этим? И если да, то почему так?

 Конечно, столько режиссеров, сколько знает Олег Лоевский, не знает никто. Он может делать выводы. Но где ставить точку отсчета? О поколении 20-летних режиссеров вообще говорить странно. Мне самому 22 года, но я ведь только начинаю свой путь в режиссуре. А кого считать молодым? Режиссера Романа Феодори, который поставил в «Глобусе» спектакль «Торжество любви» и с которым я работал в Красноярском ТЮЗе, часто называют молодым. Но он себя таковым не считает. У него уже две национальные премии «Золотая маска», да и вообще пятнадцать лет работы в театре. Режиссеру Юрию Бутусову около пятидесяти лет, Миндаугасу Карбаускасу, наверное, сорок, нашему Алексею Крикливому — главному режиссеру «Глобуса» — тоже около того. Наверное, это уже все-таки среднее поколение. Что касается меня, то я видел много хороших режиссеров из разных поколений.

 В последнее время в режиссуре появилось много новых имен. Что им помогает заявить о себе?

 Это правда. И во многом это произошло благодаря самому Лоевскому, потому что он уже лет шесть-семь собирает их в «лабораториях молодой режиссуры». Поэтому и молодые режиссеры стали заявлять о себе.

 А что это за лаборатории? Как в науке, там искусственно выращивают гениев?

 Ну зачем же так буквально... Это разовые акции, на которые в тот или иной театр приглашают молодых режиссеров, где им предлагается тема, например «Современная драматургия». И в течение пяти дней каждый должен поставить спектакль с артистами этого театра. Возникает эскиз, который показывают публике, и путем голосования зрители выносят свой вердикт. А далее театр сам решает, внести ли спектакль в свой репертуар или забыть как страшный сон.

Театральный адреналин

 Вы сами принимали участие в таких проектах?

 Я дважды принимал участие в «лабораториях молодой режиссуры». В Красноярске в ТЮЗе я поставил сказку «Стойкий оловянный солдатик» и в новосибирском «Глобусе» — оба эскиза выросли в спектакли. Лаборатория показала, что театр совсем не такой, каким ты его представляешь, когда учишься в театральном институте. Участие в этом проекте мощно развивает воображенческую подвижность и все аспекты режиссуры. Стрессовая ситуация постановки эскиза спектакля за пять дней заставляет тебя работать на максимуме. Оказывается, что ты можешь работать не на сто процентов, а на сто тридцать и больше. Для меня было открытием, что я могу за пять дней срепетировать спектакль. В столярной мастерской «Глобуса» мы сделали эскиз спектакля «Любовь людей» за такой короткий срок и показали зрителям. А потом — еще через два месяца — с доработками он попал в репертуар театра. А без лаборатории этот спектакль не появился бы вообще! Стрессовая ситуация помогает быстро найти ключ к автору, и сразу становится видно, есть попадание или нет. Такая «вешалка», так мы называем лабораторию молодой режиссуры, дает адреналин, как при прыжке с парашютом. И сегодня появились уже режиссеры, которым сложно долго репетировать. Они два месяца мнут текст, а потом за две недели все лихо скручивают в спектакль.

 В институте учат репетировать тщательно и неторопливо?

 В ГИТИСе меня учил режиссуре Хейфец, а он — ученик Алексея Попова, а тот — ученик Константина Станиславского. Мне нравилось неспешно репетировать, но все же я, как человек молодой, двигаюсь на других скоростях, чем старшее поколение. Мне кажется, что во все времена дело не в волне и не в тренде, просто когда режиссер молод — он всегда революционер, изобретатель велосипеда и ниспровергатель авторитетов. Хейфец воспитывал нас так, что мы должны были доказывать свою точку зрения, а он ее разбивал, и мы учились высекать свою личную энергию и находить ее. Из столкновения с этим титаном — Хейфецем — каждый начинал осознавать себя. И поэтому говорить о разных поколениях режиссеров нет смысла, потому что каждый проходит свой путь.

 В былые времена молодым режиссерам трудно было пробиться к постановке. Сейчас легче?

 Сейчас у молодой режиссуры гораздо больше возможностей за счет таких театральных деятелей, как Олег Лоевский, взрастивших молодых театральных критиков, которые тоже сегодня двигают театр.

И есть лидеры, которые своим примером показывают, что можно давать дорогу молодым. Сейчас таких много. Я еще ни разу не сталкивался, чтобы в театре, куда я приезжаю для постановки, мне начинали бы мешать. В «Глобусе» с главным режиссером Алексеем Крикливым мы говорим на одном языке, тем более что мы учились у одного мастера. Мы уже запланировали кое-что на Новый год: я делаю перформанс для самых маленьких зрителей. Как сейчас модно говорить, «беби-театр». Это такая «фабрика счастья», своего рода еще одна лаборатория.

«Я иду третьим путём»

 Для маленьких зрителей легче работать?

 Я бы так не сказал: зачастую они еще требовательнее, чем взрослые зрители.

 Вы куратор нового проекта «Стажерская группа». Когда он стартовал и в чем заключаются ваши обязанности?

 В театре «Глобус» с начала этого сезона работает группа выпускников Новосибирского театрального института. Это стажеры, и мои обязанности очень просты: сейчас я репетирую спектакль по пьесе Карло Гоцци «Ворон». И по сути дела, стажерская группа из семи человек составляет костяк этого спектакля. Там только три актера из труппы, остальные — стажеры. Для меня дорого то, что происходит на репетициях, потому что возникла настоящая команда. Премьера спектакля состоится 15 ноября.

 Какие новые веяния вы могли бы отметить в современном российском театре?

 Могу вычленить главную волну. Мы до недавнего времени как-то делили европейский театр и русский. Театр мысли, интеллектуальный и достаточно холодный — европейский и психологический и горячий — российский. Но сейчас появились режиссеры, которые идут неким третьим путем — театра умного и психологического, когда зрители получают эстетическое удовольствие от мышления режиссера и в то же время сострадают персонажам. Это и меня интересует. Для меня важна идея — для чего ты ставишь спектакль и зачем эта пьеса нужна именно сегодня, и очень важна любовь, а этого в европейском театре не очень много.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272