Яна Доля, «Честное слово»
В Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» состоялась премьера мюзикла «Черная курица и невидимый сад». Сказка Антония Погорельского явилась только сюжетной основой — в целом спектакль поставлен по пьесе современного драматурга Джулии Король. И в самом деле, те, кто придет в театр за романтикой и ощущением детства, будет весьма обескуражен ощутимой жесткостью спектакля.
Из сказки Погорельского остались только мальчик Алеша, факт спасения курицы Чернушки, попадание героя в подземное царство и получение им волшебного семечка желаний. В остальном здесь царит... милитаризм и жестокость. Школа, где учится Алеша, — военная, с муштрой, дисциплиной и дедовщиной. Применяется даже электрошок и нечто, похожее на лоботомию в антиутопических романах. Здесь даже сын толкает отца на пол, а его самого заточают в камеру, напоминающую клетку.
В соответствующей стилистике написана и музыка (автор Иван Кушнир). Единственное, что завораживает в спектакле, — это красивые пластические решения с применением декораций. Однако сам негативный накал столь силен, что сидящие в первых рядах дети затыкают уши и прижимаются к родителям (несмотря на то, что возрастные ограничения спектакля были заявлены как 12+, сюда пришли и восьмилетки).
Если в книге Погорельского Алеша не стоит перед выбором, в каком мире ему остаться, то здесь он подвергается такому испытанию. И желание-то у него странное, не вписывающееся в логику его характера: он загадывает возможность быть первым в военной школе. В школе, которую ненавидит!
Также, в отличие от сказки, здесь наземные жители знают о существовании подземных и даже готовятся к захвату их «секретного оружия» — волшебных семян.
Во втором действии учащиеся принимают участие в шоу, напоминающем по своему пафосу фильм «Иллюзия обмана». Здесь происходит даже игра с залом: неожиданным героем спектакля оказывается мальчик-зритель, победивший в антракте в одной игре.
Дети вообще довольно быстро положительно реагируют на разного рода живые моменты, особенно на современные словечки, которые, казалось бы, литературно совершенно не вписываются в пьесу и своей просторечностью нивелируют всю таинственность.
В спектакле появляется даже любовная линия, причем любовь здесь также проходит череду испытаний и зарождается не сразу, что придает спектаклю опять же жизненности. Сложности показаны и во взаимоотношениях матери (Мастер жестокости) и дочери (Номер 13, она же Алиса).
Финал тоже остается не до конца ясным, но кажется, что жители обеих миров примирились, и все благодаря тому, что Алиса, взяв волшебное семечко, мудро пожелала мира всем, а не как Алеша, который недальновидно оказался эгоистом.
В общем, спектакль можно назвать вполне взрослым, достойным того, чтобы поднять его возрастной ограничитель.