Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

Детский ад

19 Декабря 2005
Роман Должанский, «Коммерсантъ»

В Новосибирске проходит шестой международный Рождественский фестиваль искусств — едва ли ни самый крупный фестиваль такого рода за пределами столиц, представляющий лучшие спектакли Москвы и Петербурга и последние премьеры новосибирских театров. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Основную часть афиши фестиваля по традиции занимает театр — не только потому, что славу Новосибирска как третьей театральной столицы России никто не оспорит, но и потому, что фестиваль проходит по инициативе и на базе здешнего молодежного театра «Глобус». К тому же именно в дни фестиваля президент Путин открывал после капитального ремонта большой зал новосибирского Театра оперы и балета. Впрочем, визит первого лица проходил вне рамок Рождественского феста, поэтому его главным героем стал не президент Владимир Путин, а режиссер Сергей Женовач: в Новосибирск привезли сразу два его спектакля, «Белую гвардию» из Художественного театра и «Мальчиков» из новообразованной студии под руководством режиссера. Фестиваль снимает сливки лучших столичных новинок — как правило, его гастрольная афиша представляет собой «выжимку» из программы «Золотой маски». Спектакль Андрея Могучего «Pro Турандот» в столичном фестивале уже участвовал. Попадут ли в программу «Маски» сыгранные в Новосибирске «Мальчики» и «Шинель» с Мариной Нееловой, станет известно буквально завтра. Что касается «Белой гвардии», исполнители главных ролей Константин Хабенский и Михаил Пореченков появились на фестивале сразу после премьеры «Гамлета» в МХТ имени Чехова — и таким образом привезли на фестиваль дух самых свежих московских театральных новостей.

Премьеры новосибирских театров, в свою очередь, вполне могут претендовать на внимание московских театральных форумов. В рамках Рождественского фестиваля в театре «Глобус» состоялась премьера «Семейных историй» сербского драматурга Биляны Срблянович в постановке Алексея Крикливого. Играют самые молодые актеры труппы — вчерашние студенты Андрей Кислицын, Анна Михайленко, Александр Соловьев, Наталья Тищенко. Им предложены роли 10-12-летних детей — два мальчика и две девочки на окраине Белграда, столицы полуразрушенной страны, занимаются тем, что психологи называют ролевыми играми. Двое изображают родителей, еще один мальчик играет сына, а в одной сцене даже дочь и еще одна девочка — приблудную собачонку.

Современные сценарии игры в «дочки-матери» смешны, абсурдны и не на шутку жестоки. Алексей Крикливый решает постановку в жанре острой и пестрой клоунады. Настолько шумной и отвязной, что не слишком опытные актеры не сразу находят правильный баланс между формой и темпераментом. Родители получаются откровенными коверными — в ядовито раскрашенных париках и с подложенными под костюмы подушками, разве что красных носов-колпачков не хватает для полноты картины. Они комически заостряют рутину семейных отношений: как родители заставляют сына есть суп, как отец интересуется политическими новостями, как мать жалуется, что ей не дают работать, как родители учат детей английскому языку и как дети просят купить им новые кроссовки.

Стоящая на сцене белая бумажная выгородка еще в начале спектакля покрывается детскими рисунками — радугой, ягодкой, веселым и неопасным танком и пр. Но умильные детские каракули очень скоро оказываются лишь фоном для мусора жизни, в прямом и переносном смысле. Когда Нина Чусова ставила эту пьесу в московском «Современнике», она назвала спектакль «Мамапапасынсобака» и проигнорировала весь социально-политический бэкграунд пьесы. А для текста Биляны Срблянович, появившегося в разгар югославского кризиса, он важен. И в спектакле Алексея Крикливого весьма к месту оказывается легкая штора с манящей огнями ночной панорамой Манхэттена. Туда, за занавеску, скрывшую родителей, в конце одной из историй мальчик, до этого разбрызгавший бензин, бросает спичку, а в конце другой палит из пистолета.

Истории заканчиваются смертями. Последняя — смертью родителей, сын которых уехал за лучшей жизнью в сказочную Швейцарию, мотив которой как настоящего парадиза проходит через весь спектакль. В постановке Алексея Крикливого есть пронзительные и трогательные сцены (в особенности, разумеется, те, что связаны с девочкой-собачкой), которые дают возможность записать спектакль в разряд обнадеживающих и несущих положительный нравственный заряд. Однако есть в нем и другая мысль, менее приятная для поборников «доброго и вечного», но очень внятная в новейшей мировой драматургии: глобальное зло и насилие в мире есть лишь продолжение насилия частного, семейного, начинающегося буквально с уличной детской песочницы и продолжающегося за не видимыми окружающим семейными стенами. И сценическая клоунада — хороший метод для того, чтобы научить мужественно смиряться с этим.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272