Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Почти по Гоголю
Почти по Гоголю
18+
К Международному дню театра • 27 марта 2024 года
18+

Дмитрий Черняков: Никакой опыт не дает легкости и уверенности

20 Декабря 2021

Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь»

Рождественский фестиваль искусств продолжает традицию публичных встреч с гостями форума. Одним из главных героев открытого диалога с театральной общественностью города стал Дмитрий Черняков — лауреат многочисленных российских и зарубежных театральных премий и самый востребованный российский режиссер, работающий на лучших оперных площадках России и Европы. В рамках Public Talk Дмитрий Черняков вспомнил о городе, с которым у него связано немало профессиональных воспоминаний, и своем пути в профессию, а также показал на большом экране кинотеатра «Победа» фрагменты своих последних работ.

Новосибирск в биографии известного постановщика — город особенный. В разные годы Черняков поставил здесь пять спектаклей в трех разных театрах: по одной драме в «Глобусе» и «Красном факеле» и три оперы в тогда еще не НОВАТе.

 В Новосибирске я не был очень давно. С этим городом связана моя театральная юность. Это единственный город в мире, в котором я сделал спектакли в трех разных театрах, — подчеркивает Дмитрий Черняков. — Многие мои работы стали очень известными, часто гастролировали. В частности, «Двойное непостоянство» в театре «Глобус». В следующем году спектаклю исполнится двадцать лет со дня премьеры. Но первым был двадцать четыре года назад — «Козий остров» в театре «Красный факел». Тогда я пытался к этому городу привыкнуть, и мы как-то быстро нашли общий язык, сроднились. Со мной произошла одна вещь. Я шел от «Красного факела» по улице Ленина. Передо мной сиял огромный купол. Он на меня всегда магически действовал. Я влюбился в эти объемы. Это какое-то невероятное здание. Я знаю очень много оперных театров в мире, но такого здания больше нет. С точки зрения архитектуры это действительно особое место. Я думал: хочу туда попасть, хочу там что-то сделать. Оно меня манит. И я в этом театре оказался. Это была мировая премьера — «Молодой Давид». Я ставил свою первую в жизни оперу. Это был 1998 году, время очередного кризиса и дефолта...«

О своих новосибирских работах Дмитрий Черняков вспоминает исключительно с теплом — «они мне очень дороги». Одни постановки помимо художественного результата принесли дружеские связи, которые не прерываются до сих пор, другие — встречи с интересными людьми:

 Со многими мы находимся по-прежнему в человеческих — близких или дальних — связях. На выпуске, в течение двух месяцев, ты входишь с людьми в какие-то тесные связи, ты обо всем можешь говорить, без забрала, юмор и самоирония, черные шутки и скелеты в шкафу. Я стараюсь, чтобы время, которое мы проводим вместе, на репетициях, было нам в радость, в кайф, даже когда не получается. Прошла премьера, ты уезжаешь, ты этих людей можешь никогда больше не увидеть. Я иногда из-за этого очень страдаю. Я себя закаляю и мучаю, чтобы прикипеть и одновременно потом отбросить. Не получается у меня, — сетует режиссер.

Если громкий старт театральной карьеры у режиссера Чернякова случился в Сибири, то первое знакомство с жанром, благодаря которому он станет одним из культовых постановщиков своего времени, произошло в Москве.

 В подростковые годы у меня была одна страсть, почти мания. Я не из театральной или музыкальной семьи. Мои родители — инженеры, в театр меня водили принудительно, с классом, я это ненавидел, — утверждает Дмитрий Черняков. — Мне было лет тринадцать, я как-то совершенно случайно оказался на одном спектакле. Это не была драматическая постановка. Это была опера. Театр имени Кирова из Ленинграда привез «Евгения Онегина» в Большой театр. Я в театр попал не через страсть быть актером, желание лицедействовать, показывать себя публике. Я был застенчивым, мне это было очень сложно. Меня театр интересовал с какой-то другой стороны. Я оказался на опере, и что-то чудодейственное со мной случилось. Вдруг мое серое советское детство раскрасилось цветными красками. Тот «Евгений Онегин» был достаточно старорежимный спектакль, по учебнику поставленный. Тогда, в начале восьмидесятых, не было никаких экспериментов в этом жанре, но я смотрел спектакль абсолютно завороженно. Я понял, что мне еще раз необходимо прийти, потому что я присутствую при «столоверчении», при чем-то магическом.

Приоритетным искусством для Дмитрия Чернякова всегда была опера. И в драму его привело не острое желание поработать по другим правилам игры, а сложносочиненные отношения с музыкальным театром.

 В Большой театр попасть было сложно, он был окружен большим количеством тайн. Он окутан специально придуманными сложностями, рассказывает режиссер. — Но я все-таки смог туда попасть. А в какой-то момент произошел период пресыщения, девальвации, и я стал интересоваться драматическим театром, где говорят, как у Чехова, едят, пьют, носят свои пиджаки. Я долгие годы не занимался оперой, это оставалось пубертатным увлечением, я вспоминал об этом, как о своей ранней страсти, у меня не было планов вернуться.

Театр для Дмитрия Чернякова — своего рода магическое пространство, где можно реализовать те вещи, которые сложно, а порой и просто невозможно осуществить в реальности. Но волшебство волшебством, а профессию, полную подвижных законов, регулярно свергаемых постулатов и весьма болезненных рефлексий, никто не отменял.

 В режиссуре нет строгих правил. Есть некий инструментарий: как работать с актером, как организовать репетиционное время, как планировать процесс. Но нахождение смыслов, тем, сценического языка — как это происходит? Не знаю. Иногда кажется, что чем больше у меня знаний, умений, тем меньше я в целом все понимаю, тем дальше глобальное знание от меня уходит. Мне кажется, я никогда не стану преподавать. Я должен еще сам себя учить. Никакой опыт не дает мне легкости, уверенности. В каждом новом спектакле я начинаю думать, что ничего не умею. Профессиональная усталость, выгорание, отсутствие того, что ты можешь сказать, — мой главный страх. Потому что обычно люди творческих профессий сами этого никогда не понимают.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272