Главные премьеры Новосибирска: от классической комедии до медитации на женский труд

14 января

Юлия Щеткова, «Новая Сибирь»

Отыграв новогодние представления и спектакли, новосибирские театры приступили к работе над новыми проектами. В замыслах на вторую половину сезона как ожидаемые, так и неожиданные премьерные названия для взрослого и детского репертуара. И если в одних творческих коллективах планы до июня уже сверстаны, то в других ‒ в публичную плоскость вынесены только ближайшие события. В любом случае скучать новосибирскому зрителю совершенно точно не придется.

Театр «Красный факел» приступил к работе над главной премьерой второй половины сезона еще в декабре. Запуск нового спектакля возглавил петербургский режиссер Дмитрий Егоров. В сентябре 2020 года он выпустил на большой сцене новосибирского театра сатиру «Дело» по пьесе Александра Сухово-Кобылина, уже побывавшую на фестивале «Реальный театр» в Екатеринбурге и завоевавшую несколько премий профессионального конкурса «Парадиз». 26 марта 2022 года придет очередь комедии «Свадьба Кречинского». В пьесе действуют знакомые зрителям персонажи и рассказывается, правда, в ином жанровом ключе предыстория трагедии семьи Муромских, для которых встреча с брачным аферистом обернулась смертельной схваткой с бюрократической машиной.

«Мы постараемся, чтобы было смешно, — пообещал Дмитрий Егоров, представляя спектакль на техническом совете. — Мне важно, чтобы трилогия совершала некий жанровый маршрут, и „Свадьба Кречинского“ будет таким классическим водевилем». Собственно, финальный спектакль триптиха будет выпущен той же командой в следующем сезоне. Завершит цикл по Сухово-Кобылину фарс «Смерть Тарелкина». Таким образом в афише «Красного факела» впервые будут представлены все части знаменитой драматургической трилогии, которые автор объединил в единое художественное полотно под названием «Картины прошедшего», а режиссер Дмитрий Егоров поместил в пространство, не знающее временных границ.

«Старый дом» наметил первую премьеру года на апрель. Буквально на днях в Новосибирск для знакомства с труппой приехал режиссер Евгений Маленчев. Театралам города выпускник Ярославского театрального института знаком по своей работе в «Глобусе» (спектакль «Всем кого касается»), однако тандем со «Старым домом» ‒ совсем другая история, хоть и с проверенной в молодежном театре командой.

В рамках камерного пространства «Старого дома» выбор режиссера пал на «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана. Спектакль под таким названием уже шел в репертуаре театра много лет назад с народными артистами России Халидой Ивановой и Анатолием Узденским в главных ролях, — и это была первая российская постановка текста Бергмана, осуществленная Александром Нордштремом. Сейчас в театре началась работа над новой художественной концепцией для известного как по кинематографу, так и по драматическим подмосткам произведения. Публику ждет свежий перевод, смена названия и, конечно, новый актерский состав.

«Сцены из супружеской жизни» ‒ это своего рода азбука семейных отношений, где каждая глава представляет собой фрагмент двадцатилетней совместной жизни Марианны и Йохана. Внешне благополучный брак, «витринная семья» и миллион приведших к краху мелких трещин. По признанию Ингмара Бергмана, для написания этого сценария ему потребовалось три месяца и опыт почти всей его жизни, что с лихвой окупил колоссальный успех произведения.

Отпраздновавший недавно 13-летие «Первый театр» пополнит репертуар в конце февраля. Режиссеры Ангелина Мигранова и Родион Сабиров поставят спектакль «Плотник» по одноименной пьесе Лидии Головановой. Текст вошел в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка 2021».

«Жизнь сама подталкивает к темам, например, пьеса „Плотник“ биографична, — отметила драматург в одном из интервью. — В определённых жизненных ситуациях понимаешь, что они могут стать потенциальным материалом для драматургии. Текст приходит сам, я очень редко что-то „вымучиваю“. Как правило, тема сразу в тебя попадает, понимаешь, что не можешь не написать про неё».

«Построить дом, посадить дерево — стереотипно мужские задачи, — утверждается в анонсе спектакля. — Мы точно знаем, что Иисус и Иосиф были плотниками. Но в спектакле „Первого театра“ дом строят женщины. Посмотреть постановку о тяжелом физическом труде — почти медитация, которая прочищает мозг и освобождает душу».

В театре «Глобус» репертуарные реновации пройдут под знаком «Великана Бобов» — кросскультурного проекта, направленного на исследование творчества Даниила Хармса сквозь призму его личности. Премьера комедии для детей с возрастным ограничением «6+» назначена на 23 марта. Режиссером выступит сибирячка Полина Кардымон, а драматургом москвич Егор Зайцев. Творческая группа «Великана Бобов» ставит перед собой задачу объединения взрослого и детского Хармса в одном спектакле, а также органичное сосуществование философии абсурда со стихией чистого смеха. Название спектакля повторяет один из любимых псевдонимов поэта, а художественное время захватывает одну неделю жизни легендарного литератора. Роль Хармса исполнят семь актеров, каждому из которому в этой истории достанется свой день.

Новосибирский драматический театр под руководством Сергея Афанасьева обещает порадовать зрителей двумя премьерами. В феврале художественный руководитель коллектива представит «Восемь любящих женщин» Робера Тома, причем спектакль получит сразу два сценических воплощения — со студентами НГТИ и профессиональными артистами труппы. А в апреле Петр Владимиров выпустит «Затейника» по одноименной драме Виктора Розова. Пьеса классика советской драматургии станет выпускным дипломным спектаклем для известного новосибирского актера, получающего сейчас режиссерское образование.