Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Глеб Матвейчук поставит мюзикл на сцене новосибирского «Глобуса»

1 Ноября 2022

Юлия Щеткова, «Новая Сибирь»

Новосибирский молодежный театр «Глобус» готовится к масштабной премьере: 17 ноября на большой сцене пройдет первый показ мюзикла «Алиса в стране чудес». Авторскую интерпретацию сказки Льюиса Кэрролла представит российский актёр, композитор, продюсер и певец Глеб Матвейчук. В сценическом путешествии по чертогам разума Алисы, ориентированном на семейную аудиторию и новое видение известного сюжета, он выступит сразу в трех амплуа — композитора, автора либретто и режиссера-постановщика.

Приключения девочки Алисы в необыкновенной подземной стране появились на свет в палящий летний день во время лодочной прогулки по реке Годстоу близ Оксфорда, когда тридцатилетний преподаватель математики колледжа Крайст-черч преподобный Чарлз Лютвидж Доджсон вынужден был — и, очевидно, не без удовольствия — развлекать сказками трех юных дочерей декана Лидделла, главы почтенного семейства и влиятельного филолога-классика. Одну из девочек звали Алиса. Именно она, прежде не раз слушавшая фантазийные истории Доджсона за чашечкой чая на зеленой лужайке перед своим домом, стала инициатором замены милой светской беседы на увлекательный фантазийный рассказ и попросила записать сюжет специально для нее в отдельную тетрадку.

Вскоре эта лодочная прогулка обрастет подробностями и войдет в историю мировой литературы как пример гениальной литературной импровизации. Исследователи, конечно, в случайное рождение одной из самых известных книг английской литературы между взмахами весел и сиестой под стогом сена не поверят и, подняв метеорологические наблюдения, докажут, что в Оксфорде в тот полдень было «прохладно и хмуро», да еще и с неба настойчиво лил дождь, но участники памятного променада будут настаивать на своем даже после того, как дружба Чарльза Доджсона с семьей Лидделл окончательно расстроится.

Через два года молодой преподаватель сдержит своей обещание и передаст юной заказчице рукопись книги «Приключений Алисы под землей», рисунки к которой выполнит собственноручно. Еще год спустя перед первой официальной публикацией под псевдонимом «Льюис Кэрролл» он внесет в текст значительные изменения — увеличит объем текста почти в два раза, добавит новые эпизоды и отправит героиню не просто в кроличью нору, но прямиком в страну чудес. А через 24 года обратится к давно выросшей реальной Алисе с просьбой предоставить единственный экземпляр первого варианта сказки для снятия фотографической копии и даже пообещает заново его переплести. Владелица раритета рукопись на время одолжит, но от смены переплета откажется. И это будет верное со всех сторон решение. В безжалостном XX веке, потеряв двоих сыновей, мужа и состояние, Алиса прибегнет к последнему и единственному средству, чтобы спасти свой дом, ‒ продаст авторский экземпляр «Приключения Алисы под землей» на аукционе «Сотбис». Рукопись принесет ей 15 400 фунтов стерлингов, превзойдя в 4 раза стартовую цену.

Успех книги будет не столько шумным, сколько стабильным — 26 многотысячных переизданий за 20 лет. Сказка Льюиса Кэрролла будет раскупаться быстрее, чем автор получать свои авторские экземпляры, станет достопримечательностью викторианского быта и заинтересует не только детей, но и саму королеву. Тиражи продолжат расти, переводы на иностранные языки множиться, а когда в игру вступит кино, «Алиса в стране чудес» окажется одним из самых востребованных сюжетов большого экрана: с 1903 по 2022 год кинематографисты Европы, США, России, Австралии и Японии выпустят около 50 киноверсий. Список театральных интерпретаций, если бы кому-нибудь пришло в голову его скрупулезно вести, превысил бы это число во сто крат, да и то, наверняка, был бы не полным, ибо приключения любознательной Алисы привлекают внимание художников сцены со всех уголков Земли, работающих в самых разных направлениях, ‒ мюзикл, балет, драма, опера, музыкальная комедия, куклы, перформанс, контемпорари.

На сцене Новосибирского молодежного театра «Глобус» — невероятно, но факт — «Алиса в стране чудес» прежде не ставилась, и на исходе этого года войдет в репертуар впервые. Дебют случится в самом популярном формате — мюзикла для семейного просмотра. «Спектакль ориентирован на семейную аудиторию, — рассказывает композитор, автор либретто и режиссер-постановщик мюзикла „Алиса в стране чудес“ Глеб Матвейчук. — Детям точно скучно не будет, потому что для современного ребенка это решено визуально, музыкально очень привлекательно. Но те тайные смыслы и философские вопросы, которые поднимаются в произведении, стопроцентно затронут взрослых, это уже проверено. Я читал много комментариев, что сначала родители сходили с детьми, а потом пришли еще раз — уже без детей. Более того, мы с моей командой работаем на то, чтобы охватить подростковый сегмент — самый сложный. И это у нас получается».

В карьере композитора Глеба Матвейчука это будет отнюдь не первое пришествие юной леди с диггерскими наклонностями. Его «Алиса в стране чудес» идет под разными названиями, но с неизменным успехом на сценах театров Москвы и Санкт-Петербурга. Впрочем, в Новосибирске, как обещает автор, появится свежий вариант. «Мне не интересно заниматься переносами, — подчеркивает Глеб Матвейчук. — Если бы мы ограничились франшизой — я бы не приехал в театр „Глобус“ в качестве режиссера. Материал настолько богатый и интересный, что историю Алисы можно бесконечно рассматривать под разными ракурсами. Поэтому акценты, расставленные в новосибирской постановке, будут оригинальными, решение — оригинальным. Понятно, что музыка та же, но некоторые сцены переписаны. Образы изменены. Изменена главная идея».

Магистральную идею новосибирской «Алисы в стране чудес» режиссер формулирует как театральный young adult: «Это сказка о взрослении человека. Как инфантильная девушка при определенных острых обстоятельствах начинает меняться. Как она взрослеет, знакомится сама с собой. Каждый герой — часть Алисы, часть ее эмоций. Красная Королева — это гнев, Кролик — эгоизм, Шляпник — фантазии и способность мечтать, Кот — человеческая мудрость, Тройка — страх, Туз — глупость. Все это сложено из определенных пазлов. Достаточно глубокая история, я не буду рассказывать ее полностью. Мне бы хотелось, чтобы зритель сам это увидел и прочувствовал».

Донести музыкальную историю до чувств зрителей предстоит артистам драматического театра. Однако для «Глобуса» мюзиклы — любимое и давно освоенное направление. Да и создатель новосибирской версии «Алисы в стране чудес» настаивает в данном случае на преимуществе драматического творчества над вокальным: «Существуют разные мюзиклы. Есть чистые формы, например „Призрак оперы“, где вокал выходит на первый план. Но мои проекты — это музыкально-драматические спектакли. „Алиса...“ все же история философская, и именно драматические артисты могут это донести. Если выбирать между актером и вокалистом, четко разграничивать эти две составляющие, я бы выбрал, конечно, актеров. Потому что мои песни действенные, в них заложен драматический смысл».

Визуальные миры спектакля «Алиса в стране чудес» воплотят художник-сценограф Евгений Терехов и художник по костюмам Елена Симонова. «Я поставил перед художниками задачу максимально уйти от тех вариантов, которые были в предыдущих постановках, — отмечает режиссер Глеб Матвейчук. — Если раньше на сцене был сказочный мир, то в новосибирской версии — это чертоги разума Алисы. Да, они сказочные, но в них присутствует космос. Потому что этот мир нарисован фантазией Алисы. Почему она попала в страну чудес? Потому что это ее любимая книга. Необходимо сказать, что мой спектакль не является точной копией книги Льюиса Кэрролла. Это не классическая сказка, а моя авторская, режиссерская и композиторская интерпретация».

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272