Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

«Глобус» выпустит в мир «Белую овцу»

20 Мая 2004
Ирина Ульянина, «Коммерсантъ»

Нынешний сезон в академиче­ском молодежном театре «Глобус» закроется премьерным показом спектакля «Бе­лая овца» по Даниилу Хармсу. Об этом вчера сообщила «Ъ» директор театра Татьяна Людмилина. Постановка режиссе­ра Елены Невежиной — это по­пытка исследования личности писателя через его тексты, его время и среду.

Елена Невежина родилась в Москве, закончила истфак МГУ. После окончания режиссер­ского курса Петра Фоменко в РА­ТИ 26-летнюю Елену Невежину приняли в «Сатирикон», где она поставила моноспектакль «Кон­трабас» по повести Патрика Зюскинда. Худрук «Сатирикона» Константин Райкин, приезжая в Новосибирск с этим спектаклем, неустанно говорил о гениально­сти госпожи Невежиной. Все ее последующие постановки в ведущих столичных театрах — «Табакерке», театре имени Маяковского, МХАТе и других — становились сенсацией, вызывали культуроло­гический шок.

Как известно, Хармс почти не занимался драматургией, в его наследии всего две абсурдист­ские пьесы «Елизавета Бам» и «Елка у Ивановых», значительно опередившие творения родона­чальников европейского театра абсурда Эжена Ионеску и Сэмьюэля Беккета. Режиссер Театра «Сатирикон» Елена Невежина, впер­вые приглашенная в новосибир­ский «Глобус», увлечена Хармсом, по ее признанию, столько, сколько себя осознает. В спектак­ле не будет ни одной реплики, не принадлежащей Даниилу Ювачеву (такова подлинная фами­лия Хармса, изобретавшего для себя новые псевдонимы едва ли не каждый день), в его основу по­ложены десятки рассказов, днев­никовые записи, анекдоты, сти­хи и прочие литературные опу­сы. Между тем сюжетная линия «Белой овцы» всецело придума­на режиссером, ее фантазией со­творены и многие персонажи, среди которых Хармс-старуха (ее сыграет Илья Паньков) и мо­лодой человек Даня Ювачев (актер Денис Малютин). Разумеется, подобная премьера не могла бы состояться нигде в мире: Елена Невежина сочинила ее всем сво­им жизненным и художествен­ным опытом, благодаря уни­кальному совпадению собствен­ного мироощущения с причуд­ливым миром Хармса.

Хармс декларировал: «Меня интересует жизнь только в сво­ем нелепом проявлении. Меня интересует только чушь, только то, что не имеет никакого пра­ктического смысла. Геройство, пафос, удаль, мораль, гигиенич­ность, нравственность, умиле­ние и азарт — ненавистные для меня слова и чувства. Но я впол­не понимаю и уважаю: восторг и восхищение, вдохновение и отчаяние, страсть и сдержан­ность, распутство и целомуд­рие, печаль и горе, радость и смех». Из концентрации этих сильных, крайних, подчас парадоксальных человеческих проявлений и собирается гря­дущая премьера.

Елена Невежина поселила хармсовских героев в коммунальной квартире. Художники-постановщики Анастасия Глебова и Владимир Мартиросов своей сценографией прида­ли большой сцене «Глобуса» ка­мерность, уют обжитого жилья и одновременно ощущение ра­зомкнутого пространства, по­меченного приметами сталинской помпезности. Музыкаль­ное оформление совсем негром­кое — в нем использованы мело­дии со старых патефонных пла­стинок. Им будут созвучна по­лифония световой партитуры Евгения Ганзбурга. Все вырази­тельные средства настроены на воссоздание образной атмосфе­ры 20-х годов, времени, кото­рое режиссер считает милым и очень интересным. «У людей то­го времени была большая честность перед собой, внятные це­ли и ощущение перспективы, — рассказывает госпожа Невежи­на. — Сегодня принято все беды российского государства спи­сывать на революцию. Это удоб­но. Это многое извиняет. На са­мом деле, мы далеко не все зава­лы своей истории разгребли. Отчасти в спектакле я стараюсь восстановить объективную кар­тину и опираюсь в том на воспоминания бабушки, других родственников».

У Даниила Хармса глубоко трагичная судьба: он прожил всего 36 лет, писал без малей­шей надежды быть опублико­ванным, голодал, подвергался репрессиям, закончил дни в психушке (по одной из версий, он умер в новосибирской тюремной больнице в 1942 году). Елена Невежина, используя ре­альные биографические моти­вы в своей инсценировке, трак­тует их иначе: «Зато он относил­ся к процессу писания как к празднику и сочинял не только тексты, но и собственную мане­ру поведения. Сам себе приду­мывал маски, раскрашивал свою жизнь играми с переоде­ваниями, изобрел собственный алфавит и стихотворные закли­нания. И мы сегодня на репети­циях продираемся к его лично­сти, к его смыслам посредством любви, и это почти невыноси­мое счастье».

Режиссер призналась, что не умеет работать, не испытывая сердечной, сентиментальной привязанности к актерам. Все участники «Белой овцы» — Оль­га Цинк, Ульяна Кирпиченко, Павел Харин, Юрий Буслаев и другие артисты — ей дороги и интересны. А сама «белая овца» — дуальный образ. С одной сто­роны, если перевести это поня­тие с хармсовского на общече­ловеческий язык, получится «белая ворона», символ чудаче­ства. С другой стороны, «белая овца» — это агнец Божий, не­винно убиенный. В этом смы­словом диапазоне, в эмоцио­нальных полюсах от юмора до лиризма и выдерживается премьерный спектакль. Сожаление вызывает лишь то обстоятельст­во, что в завершающемся сезоне он будет представлен только один раз: 1 июня.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272