104 страницы про любовь
3
октября вторник
18:30
3 октября 18:30 · вторник
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Братишки
4
октября среда
18:30
4 октября 18:30 · среда
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Гадкий утенок
4
октября среда
18:30
5
октября четверг
14:00, 18:30
Дни Турбиных
5
октября четверг
18:30
5 октября 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Art
6
октября пятница
18:30
6 октября 18:30 · пятница
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Кот в сапогах
7
октября суббота
14:00, 18:00
7 октября 14:00, 18:00 · суббота
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
8
октября воскресенье
18:00
8 октября 18:00 · воскресенье
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Отель двух миров
8
октября воскресенье
18:00
8 октября 18:00 · воскресенье
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Всем кого касается
10
октября вторник
18:30
11
октября среда
14:00, 18:30
Игроки
10
октября вторник
18:30
10 октября 18:30 · вторник
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
октября среда
14:00, 18:30
11 октября 14:00, 18:30 · среда
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Ревизор
12
октября четверг
18:30
12 октября 18:30 · четверг
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
12
октября четверг
18:30
Золушка
13
октября пятница
18:30
13 октября 18:30 · пятница
Золушка
6+
Большая сцена Оксана Штанина
6+
Вишневые мартинсы
13
октября пятница
18:30
Пряничный домик
14
октября суббота
18:00
15
октября воскресенье
14:00
Три мушкетера
2
ноября четверг
18:30
3
ноября пятница
18:30

Иван Орлов: «Хочется, чтобы было лихо, стремительно, музыкально!»

6 Октября 2018

Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь»

В «Глобусе» станцуют «Учителя танцев» позапозапрошлого века в модном стиле диско-фанк

Театр «Глобус» приступил к репетициям спектакля «Учитель танцев». Премьера состоится в ноябре. В основу сценического повествования режиссер Иван Орлов положит пьесу испанского драматурга Лопе де Вега — ту самую, которую старшее поколение зрителей помнит по черно-белой телеверсии спектакля Центрального театра Советской Армии с Владимиром Зельдиным в главной роли. Классическую «комедию плаща и шпаги», атрибутированную XVII столетием, постановочная группа постарается перевести в режим современного восприятия, приправит модным ритмом disco funk и стилизует под свадьбу в стиле испанской эпохи Возрождения.

 Современные режиссеры редко обращаются к «Учителю танцев». Что подвигло вас взяться на несколько забытую в шуме времени пьесу?

 Прежде всего меня зацепила история молодой пары — Альдемаро и Флорелы, которые по определению не могут быть вместе. Но так как они сумасшедшие идеалисты и верят в невозможные вещи, то в финале становятся мужем и женой. Это история кастовости нашего общества, расслоения на богатых и бедных, которая была в Испании эпохи Возрождения, есть в современной Испании и присутствует в современной России.

Чтобы добиться руки и сердца дочери мэра города Туделы, бедный дворянин, вернувшийся с войны, идет на безумный шаг: надевает маску фантастического столичного хореографа, который готов обучать танцам девиц из благочестивого знатного семейства. «Любовь найти поможет средство», — говорит Лопе де Вега. И мы наблюдаем столкновение возвышенного восприятия жизни и абсолютно реального, циничного, земного. И вот с течением сумасшедших интриг «комедии плаща и шпаги» влюбленные все-таки побеждают и становятся супругами.

 Жизнь самого Лопе де Вега похожа на авантюрный любовный роман. Событий, которые он пережил, хватило бы на сотни человеческих судеб. Не редко собственные жизненные коллизии он отражал в своих произведениях. Насколько вас коснулась магия гения?

 Без понимания масштаба личности этого человека сложно понять все правила игры в его пьесах, которых написано около двух тысяч. И, конечно, первую встречу с артистами я начал с полуторачасового рассказа о жизни драматурга. В каждом персонаже ты узнаешь его личные ситуации, сохранившиеся в исторических документах. Кстати, известный факт: Лопе де Вега мог написать пьесу за сутки. Правда, потом тщательно редактировал свои тексты. Лопе де Вега был Дон Кихотом своего времени, романтиком, верящим в идеалы, в которые никто не верил. Он сам смеялся над собой, иронизировал над собственной влюбчивостью, которая так фантастически швыряла его по всей стране... Я верю в то, что и в реальности идеалисты побеждают, правда, на более длительной дистанции. Надеюсь, эта история прорастет в людях, как хорошая убедительная сказка. И в нашей жизни самые невообразимые вещи станут возможными.

 «Учитель танцев» относится к жанру «комедии плаща и шпаги», широко распространенному в XVII веке. Эти пьесы отличают изысканный, витиеватый слог и масса сюжетных поворотов. Интересен ли современной публике такой жанр?

 Определенные темы, которые Лопе де Вега внедрял со всей отчаянностью своего времени, сегодня не считываются. Поэтому мы адаптировали текст в классическом переводе Татьяны Щепкиной-Куперник, и оказалось, что пьеса совершенно работает в сегодняшнем дне. Очевидных архаизмов, которые помешали бы развитию истории, здесь нет. Нам очень интересно найти современный эквивалент «комедии плаща и шпаги», чтобы она зазвучала сегодняшним языком. И на уровне текста, и на уровне визуального эффекта. У автора вся история разворачивается в течение трех дней. Начинается пьеса с помпезной свадьбы молодой девушки и старого человека, а заканчивается свадьбой сразу двух любящих пар. В спектакле мы обострим ситуацию до предела: все события нашего «Учителя танцев» происходят на свадьбе, зрители же будут приглашенными гостями на торжестве. Именно для них герои, которые поженятся в финале, разыграют на собственной свадьбе этот огромный спектакль. Надеюсь, зритель поймет и примет наши правила игры. Должно получиться яркое массовое действо. Хочется, чтобы это было лихо, стремительно, музыкально!

 Из названия пьесы возникает закономерный вопрос: будет ли танец «героем» вашего спектакля?

 Лопе де Вега — большой мастер и хитрец. Он сделал все, чтобы мы, читая пьесу, до конца не понимали: не врет ли Альдемаро, что умеет танцевать? Герой так лихо обходит все вопросы, связанные с танцем! Из истории мы знаем, что драматург писал «Учителя танцев» на определенного артиста, возможно, он не отличался выдающимися способностями в этом искусстве. И хотя наш актер Никита Сарычев фантастически, очень обаятельно двигается на сцене, мы так и оставляем вопрос: умеет ли Альдемаро танцевать? Это дает дополнительный юмористический легкий подход к материалу.

При этом все же у нас спектакль «на свадьбе». Место действия мы переносим в современный диско-клуб. Сейчас поднимаются музыкальные жанры, которые изобретались в восьмидесятых. Мы бы хотели сделать «Учителя танцев» в модном стиле диско-фанк. Поэтому хореография в спектакле будет смешанная: современный танец, но с очень легкой игрой в эпоху. Свадьба в стиле испанской эпохи Возрождения. Безусловно, не обойдется дело без корриды. А начнется наш спектакль с массовой батальной сцены на шпагах. Сегодня эту увлекательную вещь так редко можно увидеть в театре. В «комедии плаща и шпаги» от последней мы отказываться не хотим, ведь до прихода учителя танцев дом жил войной, как существовали испанцы времен реконкисты. А с течением этих трех дней мир изменился так, что начал жить искусством.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!