Ревизор
26
сентября вторник
18:30
26 сентября 18:30 · вторник
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Братишки
27
сентября среда
18:30
4
октября среда
18:30
27 сентября 18:30 · среда
4 октября 18:30 · среда
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Куба
28
сентября четверг
20:00
28 сентября 20:00 · четверг
Куба
16+
Спецпомещение комедийный блокбастер Александр Липовской
16+
Алиса в стране чудес
29
сентября пятница
14:00, 18:30
30
сентября суббота
14:00
29 сентября 14:00, 18:30 · пятница
30 сентября 14:00 · суббота
Алиса в стране чудес
6+
Большая сцена мюзикл для вашей семьи Глеб Матвейчук
6+
Поллианна
1
октября воскресенье
14:00
1 октября 14:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
104 страницы про любовь
3
октября вторник
18:30
3 октября 18:30 · вторник
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Гадкий утенок
4
октября среда
18:30
5
октября четверг
14:00, 18:30
Дни Турбиных
5
октября четверг
18:30
5 октября 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Art
6
октября пятница
18:30
6 октября 18:30 · пятница
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Кот в сапогах
7
октября суббота
14:00, 18:00
7 октября 14:00, 18:00 · суббота
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
8
октября воскресенье
18:00
8 октября 18:00 · воскресенье
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Отель двух миров
8
октября воскресенье
18:00
8 октября 18:00 · воскресенье
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Три мушкетера
2
ноября четверг
18:30
3
ноября пятница
18:30

Лариса Александрова: «Смысл театра – в творческом поиске»

20 Января 2014

Елена Могелюк, новостная лента сайта театра «Глобус»

Дорогие друзья! 6, 7 февраля 2014 года в 18.30 на малой сцене театра «Глобус» состоится премьера спектакля «Осенний марафон» А. Володина. Выпускает постановку Лариса Александрова — московский режиссер, хореограф, театровед, лауреат престижной театральной премии «Золотая Маска». О выборе профессии, смысле театра и причинах тяготения режиссера к классике — в нашем интервью.

 Изучая вашу творческую биографию, обращаешь внимание на то, что к режиссуре вас вела сложная лестница и началась она со ступени театроведения...

 Не совсем с театроведения. С девяти лет я училась классической хореографии в театре оперы и балета в Челябинске. Увлечение драматическим театром появилось позже, но все-таки первой моей специальностью стала специальность «балетмейстер-постановщик», которую я получила по окончании Челябинского института культуры. А потом уже был факультет театроведения в театральном институте Екатеринбурга.

 После абсолютно практической специальности хореографа вам захотелось заняться теорией театра?

 Не могу сказать, что это образование было осознанным выбором. Я уже работала танцовщиком, и в тот момент для меня было важно развиваться дальше. А учеба в театральном вузе, где приходилось много читать, значительно расширяла сознание. После я перебралась в Москву, танцевала там, работала, сделала несколько спектаклей. И учеба на режиссерском факультете в ГИТИСе была абсолютно осознанным выбором. Поступала я туда, точно зная, чего хочу. Мне посчастливилось попасть на бюджетный курс Романа Григорьевича Виктюка, на отделение «музыкальный театр». ГИТИС мне очень многое дал. И мастер курса, и мои однокашники. Я считаю, личность режиссера складывается не только от мастера, а во многом от того, как сложится курс. Роман Григорьевич не ограничивал нас, давал возможность экспериментировать и с музыкальным театром, и с пластическим, много работали с текстом, естественно. Он дал нам мощный толчок и отсутствие боязни работать самостоятельно, без оглядки на мастера. Это очень важно, потому что часто видишь выпускников, которые являются творческими клонами своего руководителя, повторяют его стиль.

 Какой способ общения Виктюк выбирает со своими студентами?

 Шоковая терапия. Метод кнута и пряника. Но как бы ни было, мы всегда понимали, что это из любви к нам. Романа Григорьевича и артисты обожают за это. Он всегда посылает всем невероятную энергию любви. И к нему всегда хотелось тянуться за этим. Для него главное — талант, индивидуальность. В каждом своем ученике он пытается разглядеть божью искру. На втором курсе я получила «Золотую Маску» за постановку спектакля «Casting off» в номинации «Лучший спектакль современного танца» и стала первой студенткой в ГИТИСе, которая удостоилась этой премии. Но этот факт не повлиял на его отношение. Оно изменилось, когда на третьем курсе мы стали делать самостоятельные работы.

 Как вы сегодня оцениваете ту работу, за которую получили столь солидное признание профессионалов?

 Мне кажется, научить режиссуре невозможно. Эта способность либо есть, либо нет. И я очень надеюсь, что во мне это уже тогда было. Знание хореографии, владение этой профессией мне очень помогали и помогают сегодня. Хореограф — это тот же режиссер. Он обязан не просто уметь ставить некие движения в пространстве. Хореограф должен понимать структуру, от чего и к чему надо привести историю, как ее сложить. Мне нравятся такие полифонические формы, где все выразительные средства современного театра присутствуют: музыка, хореография, движение, актерская игра, вокал.

 Как вам кажется, что такое театр сегодня?

 Смысл театра, я думаю, в творческом поиске. Современный театр дает возможность говорить со зрителем на современном, адекватном времени театральном языке. Сейчас все стремятся к поиску новых форм и смыслов, это так, но для меня еще очень важна субъективность, авторское высказывание в спектакле. Может быть это утопическая мысль, но мне хочется, чтобы с человеком, приходящим на спектакли, случались открытия чего-то нового, чтобы он получал возможность чуть иначе смотреть на свою жизнь. Я идеалист, наверное, но я верю в то, что театр может подействовать на человека, и тот может измениться.

 Если внимательно посмотреть на список ваших постановок, то можно заметить, что вы тяготеете к объемным классическим текстам. Это так?

 Да. Из остросовременной драматургии я пока не могу найти для себя материала. Хотя есть режиссеры, которые с огромным удовольствием делают такого рода тексты. Что касается этой моей работы, она была инициирована Гильдией театральных режиссеров. Гильдия составила договоренность с директорами пяти театров России о постановке на их площадках спектаклей пяти режиссеров, прошедших конкурс «Театральный разъезд». Я послала заявку и, пройдя первый этап, получила возможность одной из пяти режиссеров ставить спектакль. Это была пьеса Карло Гоцци «Ворон», и должна я была ставить ее в Магадане. Но в процессе переговоров выяснилось, что название в данный момент не отвечает потребностям театра, и в результате случилось так, что поменялся город, а потом и название.

 Как такой самостоятельный текст Володина может вступать в отношения с другой формой языка?

 Очень даже здорово! Конечно, с одной стороны кажется, что текст очень бытовой. Как его играть по-другому? Но у Володина так написан сценарий, что помимо текста много чего можно вложить своего. Плотность текста это, на мой взгляд, позволяет. По моей задумке, главный герой живет в двух мирах. Вот есть какой-то пласт обычной будничной жизни, серой обыденности, где кто-то чего-то каждый день добивается, бежит, расталкивая других локтями. И есть совсем другая реальность, в которую нужно только погружаться и наслаждаться ей, купаясь в поэзии, в творчестве. Для него в собственной жизни важно только это. Он делает переводы британских авторов, но по сути сам создает эту поэзию. Он поэт внутри. Это его свойство дает нам право на применение всевозможной фантазии.

 Вы считаете, что поэтическая натура героя оправдывает его метания между женщинами?

 Да, наверное, оправдывает. Только творчество нас оправдывает. Герою нужно возвращаться в обыденность, в этот марафон, он разрывается между реальностью и мечтой. Ему необходимо остановиться, никуда не бежать. Не пытаться быть одновременно в двух местах. Нужно стать центром, даже если все вокруг со страшной силой носятся. Становишься в центре и стоишь. И тогда ты укоренен и свободен. Об этом, собственно, мы и стараемся говорить своим спектаклем.

 Расскажите о сценографии.

 Мы перемещаем героев в крайне небытовое пространство. Наш художник Анастасия Григорьева придумала осеннюю, полуразвалившуюся, заброшенную танцплощадку. В ней весь этот немного нелепый танец жизни и происходит. Мы решили не делать особых акцентов на времени. Но у нас их получилось два — то время, в которое, собственно, написана пьеса, и сегодняшний день. Присутствующие молодые люди с айфонами и планшетами выступают в противовес, контрапунктом к героям из восьмидесятых.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!