Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Art
4
мая суббота
18:00
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Гадкий утенок
7
мая вторник
11:00, 14:00
12
мая воскресенье
11:00
Путем взаимной переписки
10
мая пятница
18:00
10 мая 18:00 · пятница
Путем взаимной переписки
16+
Малая сцена Владимир Войнович
16+
Cabaret
11
мая суббота
18:00
12
мая воскресенье
15:00
11 мая 18:00 · суббота
12 мая 15:00 · воскресенье
Cabaret
18+
Большая сцена мюзикл Джо Мастерофф, Джон Кандер, Фред Эбб
18+

Леди и джентльмены

4 Октября 2007
Сергей Самойленко, «Культура»

«Священное пламя» Сомерсета Моэма в новосибирском «Глобусе»

«Глобус» выбрал для постановки детектив. Точнее — детективную мелодраму знаменитого англичанина.

Детектив — редкий гость в современном российском театре. Уже потому спектакль привлекает внимание. Тем более по такой необщеизвестной пьесе, как «Священное пламя». Моэм написал ее в 1920-х подах, и от его прозы это произведение отличается довольно сильно — ему будто начисто отказало чувство юмора, он сделал персонажей рупором моральных сентенций, а про полноценность характеров забыл. Похоже, что у знаменитого прозаика просто отсутствовал драматургический дар. В наше время в отечественном театре пьесу ставили всего несколько раз — самая известная постановка пятилетней давности в МХТ с участием Егора Бероева, Евгении Добровольской, Владимира Ильина и прочих знаменитостей вызвала кислую реакцию критиков. Премьера в «Глобусе» тоже не стала безусловной победой театра, хотя и поражением назвать спектакль нельзя.

Гибрид детектива и мелодрамы оказался историей с любовью, страстью и убийством, вполне агатокристиевской герметичной загадкой с виду, если бы ответ не был очевиден чуть ли не с самого начала. История проста — в типично английском имении прикован к кровати молодой английский аристократ-летчик Морис Тэлбот, получивший страшные травмы в катастрофе самолета (Артур Симонян). За ним ухаживает тайно влюбленная в пациента сестра милосердия (Ирина Камынина). Присутствуют: мать (Людмила Трошина), молодая жена Стелла (Юлия Зыбцева), младший брат, приехавший из Южной Америки и задержавшийся на неопределенный срок (Дмитрий Шульга), доктор (Александр Варавин) и отставной майор полиции (Евгений Калашник). Молодая жена проводит время с младшим братом джентльмена-инвалида, который не хочет, чтобы супруга посвятила свою жизнь уходу за безнадежно больным. Вот и в наблюдаемый вечер молодые люди отправляются в оперу на «Тристана и Изольду» Вагнера. Вагнер в спектакле не звучит, а жаль — сам выбор оперы символичен и многозначителен — понято, чем кончится дело.

Дело кончится — ясно, впрочем, и без музыки — к взаимным чувствам. Ясно это и миссис Тэбрет. Дело идет к классической мелодраме — но перед самым антрактом Морис умирает (за сценой) от передозировки снотворного, и сиделка подозревает убийство... Выдавать убийцу не положено, тем более что догадаться несложно... Тем не менее при всей очевидности разгадки спектакль смотришь без напряжения. Конечно, режиссер не открыл никаких глубин в пьесе, оригинальностью трактовки не блистает и не смог наполнить действие ни неожиданными психологическими поворотами интриги, ни запоминающимися яркими трюками и приемами. Сценография не претендует на оригинальность — зеленый газон на сцене и раздвигающиеся витражные плоскости, за которыми открывается черное беззвездное небо. Зато есть простор для актеров — они и играют честно, хотя и с разной степенью убедительности. Допустим, из Артура Симоняна английский аристократ не очень, и поэтому даже радуешься, когда его быстро убивают. Зато из Юлии Зыбцевой получилась прекрасная неверная жена — легкая, подвижная, взбалмошная и очаровательная, способная тем не менее на глубокие переживания и страсть. Хороша в роли миссис Тэлбот и Людмила Трошина, она держится с достоинством истинной леди, вообще, это актриса универсального дарования. Молодой Дмитрий Шульга выказывает себя равноправным партнером более опытных коллег и «борозды не портит». Александр Варавин похож на всех английских докторов сразу — впрочем, не только на английских. В недавнем «Месяце в деревне» у него тоже была роль доктора — и видно, как много он перенес из того спектакля в этот.

«Священное пламя» конечно, не вполне детектив. И не вполне мелодрама. Пьеса похожа больше на эссе на морально-нравственные темы — только в драматургической форме. Режиссер не смог смягчить жесткую определенность антагонистических позиций на жизнь. И значительная часть произносимого текста — это пафосные высокопарности, произносимые этими персонажами. Но это и многозначительную красивость можно простить за немаловажное достоинство спектакля — его краткость.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272