Сергей Самойленко, «Континент Сибирь»
Последней премьерой сезона в театре «Глобус» станет знаменитая «Дама с камелиями». Спектакль 13 июня откроет традиционный мини-фест, в котором театр показывает премьеры завершающегося сезона, а 18 июня — закроет. Режиссер спектакля АЛЕКСЕЙ КРИКЛИВЫЙ рассказал корреспонденту «КС» СЕРГЕЮ САМОЙЛЕНКО, почему он обратился к жанру мелодрамы.
— Представим себе человека, не читавшего ни роман Дюма-сына, ни пьесу, не видевшего ни спектаклей, ни фильмов, не слышавшего «Травиату». Смутно предполагающего, о чем эта история и чем все кончилось... Что можно рассказать этому человеку о вашем спектакле?
— Чем кончилось, чем кончилось... Умерли все, естественно. Если серьезно — то это очень трогательная история, сейчас таких историй нет, мы их боимся, что ли. А боимся на самом деле зря. Такие истории нужны, они лечат душу и сознание, они обладают терапевтическим эффектом — пусть эти истории простые, старомодные. Но они «цепляют», и ты от этого старомодного текста получаешь удовольствие и даже плачешь. Странная вещь, но мне показалось, что сегодня есть потребность в такой красивой сказке для взрослых.
— Вы ставите «Даму с камелиями», образцовую мелодраму — это же будет, как и полагается, мелодрама?
— Мелодрама — прекрасный жанр (хотя он и оказался ужасно сложным). Когда читаешь пьесу, она долго в тебе как-то живет, вертится, а потом всплывает каким-то неожиданным образом, оформляется по-новому в твоем сознании. Наверное, захотелось чего-то простого и вечного — и это желание вылилось вот в такую работу. Главное — в труппе есть актриса, которая могла эту роль сыграть, Елена Ивакина.
— Вы думаете, что сегодня «выстрелит» эта история о даме, как тогда говорили, полусвета, куртизанке, история о продажной любви, о неравных браках?
— Вы не представляете, как это сегодня современно, более того — как это модно! Я не хочу делать упор на этом, но если внимательно прочитать текст пьесы, то получается, что это — совершенный гламур. И героиня, эта самая Маргарита Готье, дама с камелиями — совершенно гламурная девица, посетительница модных клубов и вечеринок. Лена Ивакина находит такие современные интонации для этой роли... А темы — темы вечные. Ну, скажем, тема денег. Меня, например, деньги иногда заботят. Тему бедных и богатых я тоже, между прочим, понимаю. А то, что во всех беспрерывных вечеринках и танцах теряется какой-то смысл, громко говоря, жизни — это тоже, мне кажется, очень современно. В этой пьесе вообще много таких серьезных вопросов. Младший Дюма — наивный автор, но он уловил очень широкий круг тем, обстоятельств, и его пьеса не только про любовь и деньги.
— Пьеса эта вполне нравоучительная, и это история воспитания...
— Совершенно верно, нравоучительная. Это пьеса с моралью. И в этом есть определенный пафос, что совсем неплохо. Герои пьесы все время друг друга чему-то учат. Они проходят испытания, испытания сильным чувством — это то, на чем многие срываются. Конечно, хочется, чтобы спектакль «попал»...
— «Попал» в какого зрителя? В зрителя какого возраста?
— Прежде всего это спектакль, наверное, для молодых... Ведь герои пьесы — совсем молодые люди. Арману — двадцать. Маргариту в спектакле мы сделали старше, чем у Дюма, и это тоже, мне кажется, некое веяние сегодняшнего времени — у многих пар сейчас разница в возрасте очень немаленькая. Это даже стало модно сейчас. Может быть, в нем что-то для себя найдут и тридцатилетние. А те, кто еще старше, надеюсь, тоже там что-то свое увидят — может, утолят какую-то тоску по счастью, по красоте. По тому, чего так не хватает в жизни. К чему мы так не готовы. Самое сложное, оказывается, — это признаваться в счастье.
— Можно в двух словах сформулировать то «послание», которое несет в себе этот спектакль?
— Оно очень простое: любите и будьте счастливы.