Наш Тургенев

7 октября 2005

Ирина Тимофеева, «Ведомости»

12 октября в 18.00 на малой сцене театра «Глобус» пройдет юбилейный вечер Владимира Федорова, старейшего актера Новосибирска. Обычному человеку за свой век суждено прожить одну жизнь — и часто этого достаточно для счастья. Владимиру Матвеевичу повезло в сотню раз больше. Официальный перечень его «маленьких жизней»-ролей еле вмещается на нескольких листах формата А4. «Это еще не все», — машет рукой народный артист РФ Федоров и соглашается с обтекаемой формулировкой «более ста». А это значит, более ста персонажей, в которых приходилось перевоплощаться, более ста образов, тайну сопричастности с которыми необходимо было постигать, более ста внутренних ниточек, которые связали его с совершенно разными типажами — от Мужика до Интеллигента. И все это за 85 лет жизни, 60 из которых были отданы Театру.

Глаза актера Федорова улыбаются за стеклами очков, когда он говорит о любимом деле: «Вся моя жизнь связана с театром. Я ничего другого не знаю. Даже патрон починить не могу». Это не потому что сказочный мир рампы, занавеса из декораций возвышает его, человека искусства, над остальными, отнюдь. В годы Великой Отечественной он наравне со всеми бился за счастье будущих детей и внуков. На фронте Владимир Матвеевич оказался вместо сокурсника, который испугался войны. А театральные регалии, из которых самая большая — звание «Народный артист России», сегодня уравновешивают награды из театра боевых действий: медали «За оборону Москвы», «За взятие Вены», «За победу над Германией» и другие, а также орден Отечественной войны II степени. Актер глубоко убежден, что каждый должен делать в жизни то, что он умеет лучше всего. У кого-то есть талант к починке пресловутых розеток, у другого — к выпеканию запашистого хлеба. А Владимир Федоров умеет талантливо играть.

Все началось с детства, в Ярославле, когда он, ученик 8-го класса, руководил двумя драмкружками сразу, причем к нему ходили заниматься ребята старше его. А в 1938 году на Федорова свалилась удача, которая окончательно утвердила его в правильности выбранного пути: он стал одним из тысячи студентов знаменитого театрального училища имени Щукина при театре имени Вахтангова и в тот же год был зачислен во вспомогательный состав труппы. Тем не менее по окончании войны он без жалости распрощался с московским театром и поехал искать счастья в провинцию.

В то время копилка принципов Владимира Матвеевича пополнилась еще одним глубоким убеждением: «Актер в провинции не должен работать более двух-трех лет в одном театре. Потом надо уходить. Почему? Потому что возникают связи, независимые от человека. Ты сыграл героя, хорошо сыграл. И руководство начинает эксплуатировать тебя в этом направлении. Ты обрастаешь штампами, копируешь то, что было найдено… Это уже не искусство».

Чтобы воплотить этот принцип в жизнь, пришлось перебрать огромное количество театров. По его путешествиям «в поисках Синей птицы» можно изучать географию: Владимир Федоров выступал в 72 (!) городах, а временами актерскую профессию сочетал с режиссерской деятельностью. Работая главным режиссером в Хакасском национальном театре, он срежиссировал свою судьбу. «Она была актрисой. А я был холостым. Как мне удавались спектакли, не знаю. Но мой главный спектакль удался», — рассказывает он о своей жене, Альбине Миленовне. А дочь Саяна добавляет, что Владимир Матвеевич вряд ли бы женился на женщине с другой профессией — слишком специфично актерское расписание. Когда все уходят с работы, они идут на работу, когда все отдыхают, они трудятся. Утром — репетиции, вечером — спектакли…

Так в жизни Владимира Федорова появилась семья — приоритет, который уравновесил увлечение театром. По семейным обстоятельствам он в конечном итоге отошел от кочевничества и обосновался в Новосибирске. В 1979 году пришел в труппу Новосибирского ТЮЗа, который и по сей день — в статусе академического молодежного театра «Глобус» — остается его родной сценой.

«В театре роли не выбирают. И для того, чтобы что-то получилось, надо находить тайную сопричастность с образом. А это дело индивидуальное, можно сказать, штучное. Всю жизнь я мечтал сыграть Арбенина. К счастью, не сыграл. Почему к счастью? Это был бы провал. Арбенин слишком далек от меня. Позже я понял, что я никакой не Арбенин». Тогда кто же? Из палитры ролей Федорова самой близкой ему была, пожалуй, роль Тургенева — в спектакле «Последнее свидание» по пьесе, которую он написал сам. «К Тургеневу у меня особое отношение. Настрой души у меня тургеневский. Вряд ли кто читал «Рудина» три раза. А я читал. Тургенев — персонаж, который известен всем. Поэтому надо было досконально изучить его тайны. И пьесу я писал три года». Дочь Федорова Саяна, которая имеет отношение к театру не только потому, что ее отец — актер, но и потому что сама окончила театроведческий факультет ГИТИСа, добавляет: работа над пьесой шла тогда, когда у Владимира Матвеевича был застой в актерской карьере, а образ был сделан на деталях, сближающих героя с актером. Например, Федоров кладет много сахара в чай — и также делал когда-то Тургенев… Возможно, поэтому эта работа драматурга и актера пять лет не выходила из репертуара театра.

Кого бы ни играл Владимир Федоров, его актерский почерк остается интеллигентным, а созданные им образы «растут» из традиционного психологического русского театра. Недаром о Федорове говорят: «Таких уже не делают». Поэтому наиболее успешные творческие союзы у Владимира Матвеевича складываются с представителями классической школы режиссуры. Например, Борисом Морозовым, который ставил и «Чайку», и «Убийство Гонзаго» с участием Федорова.

Народный артист России сейчас — в ожидании новых ролей. В свои 85 лет он, как и всегда, готов выходить на сцену, оттачивать новые амплуа и, не повторяясь, делать образы неисчерпаемыми. Кто знает, может, Король Лир — одна из вожделенных ролей-ипостасей актера Владимира Федорова — замаячит на горизонте.

Что будет представлять собой юбилейный вечер, который «глобусовцы» назвали «Беспокойное сердце» в честь старейшего актера труппы, пока за семью печатями… то есть занавесами и для самого виновника торжества. А значит, поживем — увидим.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!