Антон Веселов, «Коммерсантъ»
Накануне пожара в
Новосибирском молодежном театре «Глобус» прошла премьера спектакля «Игроки» в
постановке главного режиссера Александра Галибина. В
основу постановки легла неоконченная пьеса Николая Гоголя. Для воплощения своего замысла режиссер призвал новосибирский джаз, выписал из
Москвы и
Питера весьма известных специалистов своего дела
— и
попал «в
яблочко».
На камерной малой сцене «Глобуса», как правило, ставятся взрослые, а подчас и экспериментальные спектакли. Зрители давно привыкли, что откровений стоит ждать именно в тесном зале на 300 человек. Александр Галибин, отвечавший в постановке за режиссуру, сценическое решение и композицию, не посрамил места. Приятно было остановить взгляд уже на черных стенах гостиничной комнаты Ихарева (Вячеслав Ковалев). В последние годы режиссеры, словно сговорившись, стремятся освободить сценическое пространство, сводя предметы интерьера к минимуму, а основным цветом делая нежирный молочный. Актеры в таких спектаклях движутся как бы по канату, а то и вовсе зависают в воздухе. «Игроков» же, наоборот, нагрузили гравитацией, сделав мир карточных мошенников черным кубом с начинкой из стола и стульев для баталий в банчик да сундука с колодой крапленых карт по имени Аделаида Ивановна (Ирина Савицкова). Извне сквозь тонкий холст стен пробиваются то силуэты чертей-советчиков, то проблески свечей-миражей, то порхают, словно бабочки, знаки мастей.
Сценография статична до абсурда, действие сконцентрировано вокруг карточного столика. В таких минималистических условиях трудно рассчитывать на успех «голых» диалогов и «бытовых» чувств. И герои устремляются в театральность: они повышено эмоциональны, их походка легко переходит в танец. Полноценным действующим персонажем становится музыка — холодноватое танго расчетливых шулеров, марш победителей, варево картежной смуты... Специально для спектакля «Игроки» ансамбль «Новое поколение» под руководством Сергея Беличенко записал саунд-трек. Автор музыки — новосибирский композитор и пианист-джазмен Роман Столяр. Конечно, Галибин не смог обойтись без цитат из Westside Story. Под стильное сопровождение пластичные, опытные в музыкальных пьесах актеры Артур Симонян, Николай Александров и особенно Александр Варавин, исполнявшие роли гостей Ихарева, выделывали па в стилистике современного балета. Не обошлось и без «хлестаковщинки» — это касается готового на все ради денег трактирного слуги Алексея (Евгений Миллер), чьи фокусы с подносом отсылали к лучшим исполнителям псевдоревизора.
Еще больше удивили профессиональные трюки в исполнении давно знакомых и, кажется, не способных к цирковому делу актеров «Глобуса». Приглашенный из Москвы консультант по иллюзионным эффектам Роман Цителашвили сделал невозможное, превратив актеров в специалистов-картежников. В России часто допускают ляпы, заставляя неумех прикидываться мастерами экстра-класса. На этот раз исполнители основательно подготовились — их отношения с картами вызывали уважение. Играли — то ли в карты, то ли со зрителем — так захватывающе, что было даже неловко подглядывать. Хорошо, что мне удалось преодолеть эту слабость соглядатая. Обманутый шулер на сцене — это очень модно, как и облагороженный Гоголь.