Ирина Тимофеева, «Ведомости»
Кто в
своем детстве не
мечтал ощутить на
языке хотя
бы одну ароматную плюшку и
поскорей заняться низвождением, увидеть в
окне пухлую ладошку приветствующего тебя красивого, умного и
в
меру упитанного мужчины в
самом расцвете сил, а
себя хотя
бы на
секунду представить на
месте обыкновенного шведского мальчишки Сванте Свантесона? История доброй писательницы Астрид Линдгрен о
Малыше и
странном человечке с
пропеллером, который живет на
крыше, даже со
всеми специфическими особенностями стокгольмской жизни в
виде паровых машин и
домомучительниц, как-то очень легко вписалась в
мир наших детских сказок. И
обрекла на
популярность все, что прикасалось к
этой теме,
— иллюстрированные книги, мультфильмы, театральные постановки.
Премьера этой, сказки на сцене новосибирского ТЮЗа была осуществлена в 1978 году Дмитрием Масленниковым. В 1990-м «Карлсон снова прилетел!» к юным зрителям нашего города, а режиссером и исполнителем главной роли стал Григорий Шустер, любимый всеми «Карлсон» на долгие годы. Какое-то время в репертуаре театра «Глобус», продолжателя славных дел новосибирского ТЮЗа, не было этого спектакля. И вот он снова на сцене — обновленный, яркий, влюбляющий в себя.
Новая постановка была приурочена к полувековому юбилею написания сказки, а руководила процессом Анна Трифонова, которая в прошлом сезоне показала нашему городу свою версию «Белоснежки и семи гномов».
Работы этого московского режиссера подкупают тем, что в них задействованы всевозможные сокровищницы образов — сочные цвета, песенные врезки, хореографические этюды. Взрослые актеры в них на глазах теряют годы, не жалея, расстаются с законсервированными образами — и выпускают из себя ребенка, умеющего побегать-попрыгать, улыбнуться во все молочные зубы, растрогать наивным словом. Но, пожалуй, самое главное, что такие спектакли не ограничены возрастным интересом. Анна Трифонова творит на пересечении тем взрослого и детского, поэтому ее сказки могут заразить и ребенка, и пришедшего с ним родителя.
Новая версия «Малыша и Карлсона» имеет блестящий, очень «вкусный» для глаз «фасад» — красочные костюмы, умело проработанные, но не перегруженные деталями пространства шведской квартиры и домика на крыше. Благодаря этому сказка, раскрывающая проблемы ребенка, «дышит», приближается к зрителю.
Как и всегда, история ищет ответы на вопросы, что есть дружба и одиночество, преданность и предательство, терпение и сострадание. Изменен лишь антураж: в спектакль врезаются цитаты из современности и адаптированные к миру русского ребенка понятия. Вместо паровой машины у наших героев взрывается машина с дистанционным управлением, на башенку Карлсон «пришпиливает» не тефтельку, а фрикадельку, Бетан часами висит на телефоне, а ее новый жених читает ей рэп. Но все это — лишь обложка, в которую завернута та же нестареющая сказка Астрид Линдгрен.
Единственное, что огорчает, — это, пожалуй, игра самого Карлсона. Во всяком случае, в том составе, в котором нам удалось увидеть этот спектакль. Малыш, роль которого исполняет Наталья Тищенко, выглядит значительно ярче и выразительней, чем его сказочный друг с пропеллером (Александр Соловьев). И пусть взрослые говорят «не верю», малыши из зала после спектакля, впечатлившись от увиденного, изображают, как он летел, как говорил и как пообещал остаться.