Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Забытые старики. Куда уходят легенды новосибирских театров?

20 Июля 2017

Анастасия Мекле, «АиФ на Оби»

Новосибирские актёры — это товар, который нужен, пока любим публикой. Актёр театра «Глобус» Артур Симонян поделился о нелёгкой судьбе пожилых артистов.

«Великий новосибирский актёр Владимир Сергеевич Борисенко, играя Несчастливцева из пьесы „Лес“, как-то сказал: „Часто в бурную ночь я искал убежища, и меня принимали чужие теплее, чем родные“. Беда нашего времени в том, что молодёжь перестала уважать старость и опыт. К сожалению, артисты нужны, пока о них говорят, а потом стариков тихо выпроваживают из театра и забывают», — сокрушается он.

«Старая школа» не нужна?

Анастасия Мекле, «АиФ на Оби»: Артур, в прошлом году в 101 год ушёл из жизни человек-эпоха — актёр Владимир Зельдин. Его творчество, биографию потом долгое время обсуждали, как и судьбы других великих артистов. Почему в Новосибирске ничего не говорят об аксакалах сцены?

Артур Симонян: Талантливые люди есть везде, но не всегда о них помнят. В других городах стариков сцены чтят и уважают, да и на каждой репетиции они желанные гости. Например, в Омске их опекают и относятся с невероятным почтением. Для актёров помладше они как святые старцы, к которым мечтаешь прикоснуться и чему-нибудь научиться.

Каждое их слово проникает в душу, взгляд мог загипнотизировать весь зал, а от многоликого голоса порой мурашки бежали по коже.

Но, приехав в Новосибирск и окончив в 1992 году Новосибирское театральное училище, к своему удивлению, я не увидел в коридорах театров невероятно мудрых глаз пожилых актёров. Поначалу это казалось недоразумением — ведь не бывает только молодых артистов. Но такое чувство, что в театральном мире столицы Сибири старикам нет места.

 Получается, что «старая школа» в Новосибирске не нужна? Тогда хватит ли сил и опыта у молодых специалистов, чтобы обучить новые поколения?

 Конечно, мир не стоит на месте, но мы теряем мудрость, культуру, которая есть только у старых актёров. Я помню, как ещё мальчишками мы часто прятались и подглядывали из-за кулис за репетициями старших, заворожённо наблюдая за их жестами, манерой держаться, говорить. Старались перенять всё это. Это было самой лучшей школой. Иногда самые смелые отваживались с ними заговорить и спросить совета. И, поверьте, никакого пренебрежения или высокомерия не видели в их взгляде. Актёрская братия очень дружная, поэтому старики с радостью делились своим мнением, житейской мудростью, но и спуску никому тоже не давали.

Подрастающих актёров сейчас в училищах и институтах зачастую встречают преподаватели 30–40 лет, которые сами взрослеют вместе со своими студентами. Но вы представьте, какой невероятный пласт знаний мог бы дать актёр 70–80 лет! И дело здесь даже не только в профессиональном плане, а в общечеловеческом, культурном.

Нас воспитывали, что сцена — это молитвенное место. Мы никогда не позволяли себе зайти на неё в уличной одежде, обуви, а молодёжь сейчас выбегает на улицу покурить и тащит
грязь. Для них это лишь рабочее место. И так во всём. Старшее поколение перед каждым выступлением, репетицией заходит в театр задолго до начала: чтобы переодеться, наложить грим, войти в роль, а те, кто помладше, частенько залетают за пять минут до начала. И дело тут не в том, что изменилось время, к сожалению, исказилось само отношение к культуре, старости, женщинам.

Недавно видел, как на постановку бежали мальчишки, а за ними шли женщина и бабушка. Первые парнишки проскочили вперёд, не оглядываясь, и только последний притормозил, открыл дверь, пропустил женщин. Вы бы видели их удивлённые и благодарные взгляды! Но с каких пор это перестало быть в порядке вещей?

Эпоха забытых звёзд

 Вы говорите, что многих пожилых артистов просто списывают со счетов. Но неужели нет ролей для стариков или они не выдерживают конкуренции с более активной молодёжью?

 Молодёжь тут ни при чём. Просто с возрастом подходящих ролей становится намного меньше. Многие после славы, успеха, которые когда-то у них были, не могут выдержать забвения публики и гордо покидают родные стены. Ведь для актёра нет ничего тяжелее, чем чувствовать себя ненужным.

Несмотря на все заслуги, их никто не навещает и не вспоминает. В Новосибирске руководство театров меняется столь часто, что старых актёров просто никто не знает, их жизнью никто не интересуется. Эти руководители живут своими проблемами и делами, получается, что им некогда оказывать уважение бывшим актёрам.

 Был ли у вас такой учитель? Поддерживаете ли вы с ним связь?

 В своё время меня обучал Станислав Горбушин — великий человек, который на каждую жизненную ситуацию мог рассказать притчу, поговорку и т. д. Он был жёстким провокатором, кричал, доводил до слёз на репетициях, и, если честно, порой его хотелось ударить стулом за его «шутки». Но, остыв и успокоившись, мы осознавали, что он гений, который действительно научил многих из нас жить, а не играть на сцене.

Хочу признаться, что я и сам не без греха. Мой друг, да и просто «мой» человек по духу, стихам, взгляду на жизнь Владимир Сергеевич Борисенко ушёл из жизни, а я за три последних года его так и не навестил. Это был мощный актёр и человек. Несмотря на огромный рост и кажущуюся грубость, он был невероятно открытым и честным. И за театр и качественную игру стоял горой. Стоило ему увидеть, как кто-то халтурит, а этим сейчас многие занимаются, он мог жёстко пристыдить одной фразой и уйти. Три года назад он покинул сцену, и его забыли.

Владимир Сергеевич отдал свою жизнь театру, но умер в одиночестве в своей квартире. У него не было родных, поэтому за ним в последнее время присматривала одна сердечная женщина. Я не забывал его, такие люди, как воздух, необходимы каждому, поэтому через год я начал задыхаться без его раскатистого смеха и проникновенных бесед.

Он был гордым и просто так не вернулся бы в театр, но я понимал, что такой великан, пышущий здоровьем и энергией, просто сгорит без сцены. Около года у меня ушло на поиски режиссёра, чтобы поставить в театре пьесу «Старик и море», где Борисенко была отведена главная роль. К несчастью, я опоздал. Весной этого года мне сказали, что он умер. Оказалось, что его «смотрительница» обивала пороги многих театров, в которых он в своё время работал, просила помочь с похоронами, но ей везде указали на дверь. «Не помним таких и точка» — был ответ, пожаловалась она мне по телефону.

ДОСЬЕ: АРТУР СИМОНЯН

Родился в Омске в 1967 году. Окончил Новосибирское театральное училище в 1992 году. Работает в театре «Глобус» с 1999 года. Лауреат XVII Фестиваля-премии «Парадиз» в номинации «Лучшая роль в детском спектакле» в 2004 г. Сейчас участвует в спектаклях: «Август: графство Осейдж», «Арабская ночь», «Двенадцатая ночь», «Дни Турбиных», «Момо», «Поллианна», «ПослеЗавтра», «Русское варенье», «Сладкоголосая птица юности».

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272