Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

Евгений Писарев: «Мое призвание — художественно руководить»

9 Декабря 2021

Друзья! В рамках XIV Международного Рождественского фестиваля искусств состоялась творческая встреча с художественным руководителем Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, заслуженным артистом России, преподавателем Школы-студии МХАТ Евгением Писаревым. 8 декабря 2021 года на площадке Новосибирского государственного театрального института режиссер пообщался со студентами, журналистами и поклонниками театрального искусства.

Евгений Александрович преподает с двадцати шести лет. Двенадцатый сезон он руководит Театром имени Пушкина: «Без ложной скромности скажу, что наш театр на сегодняшний день один из самых интересных и с творческой, и с коммерческой точки зрения. Я в последние годы чувствую себя не только режиссером или только педагогом, я художественно руковожу — и театром, и курсом. И хотя такой профессии нет, и вряд ли кто-то может сказать в детстве, что он мечтает стать худруком, и я не мечтал, так сложилась жизнь, но... Был такой советский фильм „Человек на своем месте“. Я и в актерской, и в режиссерской профессии испытывал чувство неудовлетворенности, а когда стал руководить, понял: это мое призвание».

 Вы так смело конкурируете то с Плучеком, то с Захаровым, когда беретесь за «Женитьбу Фигаро» или «Дом, который построил Свифт»...

 Какая конкуренция тут может быть. Я думаю, что эти два режиссера повлияли на меня больше всего. Как ни банально звучит, я вырос на их спектаклях. Это была то ли мечта, то ли мой внутренний долг. Понимаете, настолько изменилось время. Настолько изменились люди. Всякая великая замечательная литература, драматургия требует переосмысления сегодняшнего. У меня не очень складывается с современными пьесами. Это не значит, что они мне не нравятся, я не соотношу это с собой. «Дом, который построил Свифт», мне кажется, не самый популярный фильм Марка Анатольевича, при этом выдающаяся пьеса Горина, написанная для театра. В Москве до меня она поставлена не была.

 Есть ли идея в жизни, профессии, которая вас захватывает?

 Я театром руковожу и режиссирую интуитивно. Если говорить о себе как о режиссере, я все-таки вышел из артистов и во многом на артистов ориентируюсь. Я не очень понимаю самовыражение, меня должен заинтересовать материал, меня должен возбуждать артист, тогда высказывание родится само по себе. Я солидарен с Римасом Туминасом, который говорит: перестаньте самовыражаться. Это болезнь молодой режиссуры. Я их не осуждаю, молодые хотят быть услышанными, хотят удивить. Я сейчас взял группу молодежи, слышу, как они говорят: мы взорвем этот театр. А я про себя думаю: да вы достойно влейтесь в этот театр. Я приглашаю на постановки и Бутусова, и Крымова, и Доннеллана. Не могу сказать, что обожаю творчество каждого из них, но я самого себя воспитываю к приятию того, что не очень понимаю. Это рождает идеологические моменты, когда нужно провести внутреннюю работу. Я живу и работаю в театре, в котором много разных эстетик, миропониманий и режиссерских способов взаимодействия с артистами, со зрителями.

 Вы говорите, что молодежи хочется взорвать, а вам когда-нибудь хотелось взорвать?

 Когда я хотел взорвать, то больше думал об актерской профессии. Я окончил актерский курс в Школе-студии МХАТ. Я попал в плохое время, начало девяностых, зрители ходили в театр очень плохо, кинематографа не было. Мое желание взорвать совпало с безразличием всего общества. Никакой артист сам по себе ничего сделать не может. Если плохо играет артист — виноват режиссер. Если хорошо играет артист — браво режиссеру. Сколько я видел выдающихся артистов, которые очень средним образом играли в каких-то спектаклях. Артист должен попасть к режиссеру, попасть в определенную компанию — к мастерам или таким же молодым людям, которые тебя увидят и будут с тобой двигаться дальше. От невозможности взорвать актерски в основном я существовал в протесте. Например, отказывался играть в сказках. Через некоторое время ушел в режиссуру. Первым спектаклем стал «Остров сокровищ», где впервые было написано: режиссер — Евгений Писарев. Я это сделал от неудовлетворенности своей актерской судьбой. Вдруг оказалось, что как режиссер я гораздо интереснее, чем как актер, мои работы более востребованы. Олег Павлович Табаков, который на меня как на артиста вообще внимания не обращал, обратил, как только у меня начались режиссерские пробы. А как только вышел спектакль «Одолжите тенора», три московских театра пригласили меня поставить спектакли.

 Расскажите о сотрудничестве с Сергеем Землянским.

 Я горжусь, что Сергей Землянский стал режиссером-хореографом. Надеюсь, что наше сотрудничество продолжится. Все узнали о нем благодаря спектаклю Театра имени Пушкина «Материнское поле», поставленному десять лет назад. Это замечательная работа. Лучший его спектакль. Как Марина Станиславовна Брусникина родила когда-то как жанр спектакль «Пролетный гусь», были и дальше многие замечательные спектакли, но... «Пролетный гусь» продолжает жить в МХТ. Так и неординарный, талантливый человек Землянский. Уже очень сильно повзрослели артисты, выпускавшие спектакль. Сейчас пришли в театр мои выпускники, и Сергей сделал новую редакцию, ввел туда совсем молодых людей. Это по-прежнему невероятный спектакль, который попадает в тебя буквально с первых минут. Жанр, которым он занимается, эксклюзивен. И в этом есть свой творческий плюс. Но для повседневной консервативной публики, возможно, это сложновато.

 Нужно ли менять систему актерского образования, исходя из современного мышления молодых людей?

 Что-то менять надо, но как? Это очень сложно. Сейчас обучение в школе представляет собой бесконечное тестирование: угадай правильный ответ. И люди привыкли не к общению с педагогом, не к диалогу. В Школе-студии МХАТ преподают по всем общеобразовательным предметам, русскую литературу, изобразительное искусство. Приходят дети из школы, которые угадывали правильные ответы, а с ними начинают разговаривать иначе. А дети не готовы рассуждать, обсуждать, не готовы к анализу. Встречаются два мира. Что делать? Переходить на тестовый режим? Выучили — сдали — нажали кнопку: неправильно. Но не видеть другую систему коммуникаций — невозможно.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272