Ток-проект «ПодросТок». День третий

24 марта 2022

Друзья! В театре «Глобус» продолжается ток-проект «ПодросТок». Артисты читают пьесы современных драматургов, пишущих о проблемах тинейджеров. Все тексты входят в шорт-лист номинации «Маленькая ремарка» Конкурса новой драматургии «Ремарка». 24 марта 2022 года фокус-группа, состоящая из учащихся новосибирских школ и школьных медиацентров, представителей Ассоциации молодых педагогов Новосибирской области, познакомилась с произведением Олега Михайлова «#всечтотебязадевает». В нем раскрываются истории буллинга, основанные на реальных событиях. Откуда в людях растут корни жестокости, является ли месть выходом из критической ситуации, как не поддаваться на провокации — эти и другие острые темы были затронуты в обсуждении.

Максим Гуралевич, актер: «В моей школе основанием, чтобы ударить или унизить человека, являлось то, что он слабее, причем не только физически, но и морально. Были лидеры, так называемые отрицательные персонажи, а остальные подключались к ним по цепной реакции. Я был добрым и отзывчивым мальчиком, сострадание мне было знакомо, но даже у меня в определенный момент произошла попытка подключения к негодяям, которые унижали слабых. Однажды мы проходили бандой мимо мальчишки, я, чтобы доказать свою крутость, локтем прижал его к стенке. Он был настолько беззащитный и беспомощный, не смог мне ответить. Я в этот момент увидел его лицо. И мне стало его жаль. Я растерялся, что мне не поддаются законы агрессивных парней. Я понял, что не могу бить людей. Наоборот, стараюсь им помогать, сопереживать».

Иван Орлов, режиссер: «В пьесе для героев нет опоры, никакого нравственного критерия. Мы видим, как острая ситуация насилия проявляет людей. Кого-то, у кого есть совесть, вытаскивает из этого ада, а кого-то окончательно в него погружает. Мне кажется, это очень трудный текст, о котором стоит рассуждать, особенно с подростками».

Елена Гофф, актриса: «Я училась в школе с восьмидесятого по девяностый год. Золотая школа, в центре Новосибирска. Мне объявляли в свое время бойкот, в четвертом классе. Тогда прошел фильм „Чучело“. У нас травили изощренно. Я играла на фортепиано, а под моим окном одноклассники кричали: „Чучело“. Мне было дико стыдно за то, что я не такая, за то, что я не хожу строем и не поддерживаю мнения большинства. Меня травили за силу, волю, инакомыслие. Но в нашем классе были „инопланетянки“, которые меня открыто поддерживали».

Владимир Дербенцев, актер, куратор читки: «К литературной составляющей пьесы можно относиться по-разному. Но мне кажется, что сверхзадача текста — чтобы это услышали родители. Родителям важно знать, что происходит в жизни ребенка. Родителям важно разговаривать с детьми, помогать им советом или действием справляться с проблемами».

И в заключение несколько реплик зрителей.

«Герой пьесы Богдан вырос с этой непроработанной проблемой, ни к кому с ней не обратился. Дети ведь травят друг друга не только на своем уровне, они также портят все будущее. И, возможно, дальше они будут портить жизнь окружающим людям, своим детям».

«Это выглядит, как высказывание „Благими намерениями выстелена дорога в ад“. Вроде бы люди хотят помочь, но получается иначе. Очень показателен открытый финал, когда не понятно — закончилось ли все трагедией или нет».

«Я хотела бы высказаться на тему, чем отличалось советское воспитание от сегодняшнего. В Советском Союзе пропагандировалось, что все равны, что истинные ценности в дружбе, мире и согласии. А сейчас активно пропагандируется в соцсетях, что круто кого-то унижать: ты должен быть лучше или ты никто. Но зачем быть выше, если ты можешь быть равным?»

«Очень круто, что есть такие пьесы. Что для детей, которые были в подобной ситуации, есть поддержка. Их могут не поддерживать ни школа, ни родители, а приходишь на спектакль и видишь жизненную ситуацию. Я бы хотела увидеть эту историю в театре».

«Вы обсуждаете такие важные для нас проблемы. Хорошо, что есть такие проекты, где можно открыто говорить о наболевшем».

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!