Алексей Крикливый

Алексей Михайлович Крикливый – режиссер Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» с 2004 года, главный режиссер – с 2008 по 2022 год.
Родился в 1974 году в Красноярске. В 1996 году окончил Красноярский государственный институт искусств по специальности «актер театра и кино» (курс профессора, народного артиста РФ Валерия Аркадьевича Дьяконова). В 2001 году окончил режиссерский факультет Российской академии театрального искусства (курс профессора, народного артиста РФ Леонида Ефимовича Хейфеца).
С 2000 по 2003 год – режиссер Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина.
С 2004 года – доцент кафедры актерского мастерства и режиссуры Новосибирского государственного театрального института. С 2014 по 2019 год – руководитель актерско-режиссерского курса НГТИ. В 2020 году вновь набрал актерско-режиссерский курс.
Участник социально-творческого проекта – лаборатории «ClassAct» в Красноярске (2013).
Выпускник Школы театрального лидера (2015), созданной Центром им. Вс. Мейерхольда и департаментом культуры Москвы.
Член жюри Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» сезона 2015/2016, сезона 2020/2021 в категории «Драматический театр и театр кукол».
Художественный руководитель театральной программы XII Международного Рождественского фестиваля искусств в Новосибирске (2017); художественный руководитель программы XIII Международного Рождественского фестиваля искусств в Новосибирске (2019).
В 2018 году открыл Мастерскую Крикливого и Панькова, переименованную в Лабораторию современного искусства.
Спектакли в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус»:
«Генерал и его семья» Т. Кибирова (2021) (призы XXXII Фестиваля-премии «Парадиз» Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России в трех номинациях: «Лучший спектакль в драматическом театре», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», 2022);
«Одна абсолютно счастливая деревня» Б. Вахтина (2021);
«104 страницы про любовь» Э. Радзинского (2017) (специальный приз жюри драматического театра «За создание лирического подтекста: исполнение песен в спектакле» XXIX Фестиваля-премии «Парадиз» Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России, 2018);
«Пьяные» И. Вырыпаева (2015);
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда (2015);
«Песни о Родине» («Хрустальный мир» В. Пелевина, 2015) (приз «Лучший драматический спектакль, премьера которого состоялась в 2015 году» по версии Новосибирского клуба зрителей, голосование проводилось в социальной сети «ВКонтакте», 2016);
«Дядюшкин сон» Ф. Достоевского (2014);
«Крейцерова соната» Л. Толстого (2013) (приз в номинации «Лучшая мужская роль» III Межрегионального театрального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит» в Новосибирске, 2014; три номинации на Национальную театральную премию «Золотая Маска – 2015»: «Драма/спектакль малой формы», «Драма/работа режиссера», «Драма/мужская роль», специальная премия жюри за главную мужскую роль);
«Девочки из календаря» Т. Фёрта (2013);
«Денискины рассказы» В. Драгунского (2012);
«Куба» А. Липовского (2012) – художественный руководитель проекта;
«Летит» О. Мухиной (2011);
«Есенин. Опыт постижения поэта» (2011) – руководитель постановки;
«Толстая тетрадь» А. Кристоф (2010) (приз в номинации «За лучшую сценографию» Фестиваля-премии «Парадиз» Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России, 2011; Гран-при XI Театрального фестиваля-конкурса профессиональных драматических театров «Камерата» в Челябинске, 2013);
«Жизнь прекрасна!» Э. Лу (2010);
«Сказочные существа и немного колдовства» А. Ракитина (2009);
«Братишки» Р. Куни, М. Куни (2009);
«Вредные советы» Г. Остера (2009);
«Старосветская любовь» Н. Коляды (2009);
«Незнакомый Некрасов» (2009) – руководитель постановки;
«Елки-палки, чудеса!» И. Купцовой (2008);
«На салазках в сказку» Н. Соболевой (2007);
«Про Иванушку-дурачка» М. Бартенева (2007) – руководитель постановки;
«Наивно. Sупер» Э. Лу (2007) (приз в номинации «Лучшая женская роль второго плана» Международного театрального фестиваля-конкурса «Золотой конек» в Тюмени, 2009);
«Дед Мороз попал в курьез!» Н. Соболевой (2006);
«Дама с камелиями» А. Дюма (2006);
«Simейные истории» Б. Срблянович (2005) (приз в номинации «Лучшая женская роль» Международного театрального фестиваля-конкурса «Золотой конек» в Тюмени, 2006; приз в номинации «Лучшая женская роль» Фестиваля-премии «Парадиз» Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России, 2006);
«Волшебство на Новый год» М. Бартенева (2005);
«Колечко Снегурочки» С. Алферовой, Н. Нижегородцевой (2004);
«НЭП» Е. Сибиркиной (2004);
«Ю» О. Мухиной (2003) (специальный приз жюри V Международного фестиваля «Радуга» в Санкт-Петербурге и альманаха «Балтийские сезоны», 2004);
«Бемби» Ф. Зальтена (2002).
Участие в проектах Новосибирского академического молодежного театра «Глобус»:
Ток-проект «ПодросТок» (2020) – режиссер чтений романа А. Бенджамин «Доклад о медузах»;
Лаборатория «Современная российская драматургия для подростков – путь к зрителю» (2018) – художественный руководитель;
Лаборатория «Пьесы „Любимовки” в Новосибирске. Избранное» в рамках Международного Рождественского фестиваля искусств (2013) – один из кураторов;
Лаборатория молодой режиссуры «„Глобус”. Место действия» (2011) – один из руководителей;
Театральный проект «Третья сцена» (2007–2012) – художественный руководитель.
Спектакли в Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина:
«Русский роман» М. Ивашкявичюса (2019);
«Похороните меня за плинтусом» П. Санаева (2008) (приз в номинации «Лучшая женская роль» и специальный приз жюри исполнителю главной мужской роли X Международного театрального фестиваля «Камерата» в Челябинске, 2008; участник внеконкурсной программы Фестиваля «Золотая Маска» «Маска Плюс», 2009);
«Norway. Today» И. Бауэршима (2003);
«Москва – Петушки» В. Ерофеева (2003);
«Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка (2002);
«ОдноврЕмЕнно» по пьесам Е. Гришковца (2001).
Спектакли в театрах России:
«Искупление» Ф. Горенштейна (Омский государственный академический театр драмы, 2016) (приз в номинации «Надежда сцены» V Межрегионального театрального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит», 2018 | приз в номинации «Лучший спектакль», лучшая мужская роль второго плана и специальный приз жюри «Дебют года» Омского областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа по итогам 2017 года»);
«Одиссея» Гомера (Пермский академический Театр-Театр, 2014) (участник внеконкурсной программы фестиваля «Золотая Маска» — «Маска Плюс», 2016);
«ПравоПисания» на основе пьес красноярских подростков (в рамках социально-творческого проекта – лаборатории «ClassAct», Красноярский государственный театр юного зрителя, 2013);
«Время женщин» Е. Чижовой (Омский государственный академический театр драмы, 2013) (приз в номинации «Лучший спектакль» и специальный приз жюри за женскую роль ХХI Омского областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа по итогам 2014 года»);
«Заводной апельсин» Э. Бёрджесса (Красноярский государственный театр юного зрителя, 2012);
«Сашка» В. Кондратьева (Санкт-Петербургский театр юного зрителя им. А. А. Брянцева, 2005).
Награды:
премия губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства имени народного артиста РСФСР Ножери Давидовича Чонишвили за постановку спектакля «Время женщин» Е. Чижовой (2015);
почетная грамота губернатора Новосибирской области за вклад в развитие театрального искусства Новосибирской области (2011);
благодарность министра культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную деятельность (2010);
медаль губернатора Кемеровской области «За веру и добро» (2008);
премия губернатора Новосибирской области «За лучшие достижения в области культуры и искусства» как режиссеру и куратору мюзиклов «НЭП» Е. Сибиркиной и «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (2007).