Александр Кузнецов

Александр Сергеевич Кузнецов (1936–2014) – ведущий актер Новосибирского театра юного зрителя – Академического молодежного театра «Глобус» с 1970 по 2014 год.
Окончил ГИТИС имени Луначарского в 1959 году. После института работал в нескольких театрах: Саратовском тюзе, Рязанском тюзе, Московском Центральном детском театре, Калужском областном драматическом театре имени Луначарского, Читинском областном драматическом театре, Новосибирском академическом театре «Красный факел». В 1986 году за творческие достижения Александру Кузнецову было присвоено почетное звание «Залуженный артист России».
Александр Сергеевич Кузнецов – опытный мастер высокой сценической культуры, стремящийся к углубленному анализу создаваемых им образов и к индивидуальному подбору выразительных средств. Его творческий путь – замечательный пример истинного преданного служения высокому искусству, профессионального, нравственного и личностного ориентира для молодого поколения артистов.
Этот талантливый педагог (совместно с супругой, заслуженной артисткой России Тамарой Исмаиловной Кочержинской) долгие годы вел активную преподавательскую деятельность на кафедре актерского мастерства и режиссуры в Новосибирском государственном театральном институте (ранее – училище). Многие из выпускников Кузнецова работают в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России.
Работы артиста в театре «Глобус» не раз отмечались в положительных отзывах театральных критиков. Среди них: Городничий («Ревизор» Н. Гоголя), Сэр Тоби («Двенадцатая ночь» У. Шекспира), Борис Тимофеевич («Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова), Херб («Мое место в кино» Н. Саймона), Динас («Тристан и Изольда» А. Бруштейн), Яков («А ля фуршет со святой водой» И. Брода) и др.
С самого начала работы в театре Александр Кузнецов участвовал во многих спектаклях, адресованных юному зрителю. Несколько поколений любили его в образах героев детских постановок: Гудвин («Волшебник Изумрудного города» А. Волкова), Де Тревиль («Три мушкетера» А. Дюма), Макферсон («Остров капитана Блада» В. Вербина, М. Мишина), Билли Бонс («Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона) и др.
Александр Кузнецов, заслуженный артист России, о театре, Чехове и классике
«Театр – это веселое дело, которым нужно заниматься серьезно – с радостью, с полной отдачей. В тюзе всегда самый трудный период – средний возраст. Молодежь играет школьников, героев. Я в молодости переиграл всех героев, начиная от Олега Кошевого, кончая Александром Матросовым: то на амбразуру падал, то на казнь меня вели. И Володю Ульянова играл в пьесе „Семья”. А в более зрелом возрасте переиграл отцов и учителей. Все смеялись над моим репертуарным листом: Папа Тани, Папа Оли, Папа Даши, Папа Саши…»
«Когда-то моей любимой ролью был Федотик в „Трех сестрах”. Это была моя первая работа в театре. Самое интересное, всю жизнь мечтал играть Чехова, а получилось так, что на заре туманной юности сыграл самого юного героя Чехова – Федотика, а уж в конце сыграл самого старого – Фирса. Что и говорить – летят годы… И чем дальше, тем острее чувствуешь: это не сыграно, и это не сыграно… И что особенно обидно, что никогда уже не сыграешь. А ведь мне кажется, я знаю, как играть Треплева…»
«Классика – это школа для актера. Мой педагог И. Е. Раевский говорил: „Я считаю, что если актер может сыграть Чехова, то остальное все уже проще”. Поэтому мы с Тамарой Исмаиловной со своим курсом в театральном училище много работаем над Чеховым».
Вениамин Фильштинский, заслуженный деятель искусств России, театральный режиссер, педагог: «Я благодарен Александру Сергеевичу за многое, но главное – за сочетание профессиональности и неугасшего творческого волнения, творческого нерва, за то, что он, посеребренный временем, остается театральным романтиком. Мы не сразу сошлись с ним в своих профессиональных взглядах и привычках. Но, как я давно замечаю, творческая борьба режиссера с актером – явление нормальное. Когда двое карабкаются на вершину по неизвестным кручам, срываются, падают, но снова карабкаются, поддерживая друг друга, это правильно».
Светлана Дроздович, театровед: «Облик актера всегда зависит от времени. Однако у Александра Кузнецова есть какая-то тайна запасников, в которых хранится не только профессиональный человеческий опыт, но волшебное средство оставаться самим собой, узнаваемым и неожиданным, сильным и мягким, веселым и серьезным. Какие лица и лики пополнят эту коллекцию – известно одной судьбе. Но и свидетелям многолетней жизни на сцене – тоже, потому что уже так много сказано».