Том Стоппард

Том Стоппард – британский драматург.
Родился в 1937 году в чешском (тогда – Первая Чехословацкая республика) городе Злине. В 1946 году мать Тома второй раз вышла замуж – за майора британской армии – и уехала вместе с ним в Англию. Том учился в частных школах-интернатах в Ноттингемшире и Йоркшире. В 1954 году – в возрасте 17 лет – его выгнали из школы и он занялся журналистикой, сотрудничая в бристольских газетах. Приехав в 1960 году в Лондон, он начинает писать для радио и телевидения, работал театральным критиком под псевдонимом Уильям Бут. В 1970-х годах начинается международная политическая активность Стоппарда. В 1997 году посвящен в рыцари. Член Королевского литературного общества.
Имя Стоппарда хорошо известно не только ценителям современного театра, но и поклонникам кинематографа, где Стоппард прославился своими сценарными и режиссерскими работами. Его пьесы – уникальное сочетание словесной игры и лингвистической виртуозности, сложных конструкций, комических трюков и философских размышлений. Пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» была написана в 1966 году. Она не просто принесла мировую славу автору, а по праву вошла в ряд драматургических шедевров ХХ века и была признана «самым замечательным драматургическим дебютом 60-х».
«Безумная», «остроумная», «парадоксальная»… Каких только эпитетов не удостаивалась пьеса, за которую Стоппард получил множество литературных премий. Позже британец сам стал режиссером ее экранизации, за которую стал обладателем венецианского «Золотого льва». Главные герои пьесы – персонажи «Гамлета», ставшие у Стоппарда из второстепенных главными. Автор не просто переосмыслил текст Шекспира, это одновременно его бурлескный вариант и вполне самостоятельное произведение. Стоппард – своеобразный пионер в создании оригинальных произведений, открывающих шекспировский мир с другой перспективы, именно он дал толчок появлению череды различных вариаций на шекспировские мотивы.
На русский язык пьеса была переведена в конце 1960-х легендарным Иосифом Бродским. Рукопись перевода сохранилась в архивах журнала «Иностранная литература» и была опубликована в 1990 году. Именно тогда произведение стало активно проявляться в пространстве русского театра.