Карло Гольдони

Карло Гольдони (1707–1793) – известный венецианский драматург, осуществивший реформу итальянского театра.
Гольдони происходил из интеллигентной семьи, издавна увлекавшейся театром. Одиннадцати лет он сочинил первую пьесу, двенадцати – впервые выступил на сцене. По словам Гольдони, мысль о необходимости реформы театра появилась у него в пятнадцать лет, под влиянием только что прочтенной «Мандрагоры» Макиавелли. Осуществить ее сам он вряд ли надеялся. Родители хотели сделать его врачом, потом он стал учиться на юриста. Двадцати четырех лет Гольдони кончает университет, а три года спустя, оставаясь в адвокатуре, начинает регулярно писать для труппы Джузепе Имера (театр Сан-Самуэле в Венеции). Этот период творчества Гольдони продолжался с 1734 по 1743 гг. Следующие пять лет Гольдони пишет мало. Он пытается устроиться как адвокат, приобретает, наконец, большую практику в Пизе.
К реформе театра Гольдони приступил решительно и быстро, как только накопил какой-то драматический опыт, и представилась первая возможность. В 1738 г. он поставил комедию, где была только одна целиком написанная роль («Светский человек, или Момоло, душа общества»); в 1743 г. – первую целиком написанную комедию. Всеобщую известность Гольдони принесли пьесы: «Слуга двух господ» (1749), «Хозяйка гостиницы» (1753), «Бабьи сплетни» (1757), «Новая квартира» (1760), «Кьоджинские перепалки» (1762) и другие.
В родном городе Гольдони встретил серьезных врагов. С ним соперничали, на него писали пародии, памфлеты. Гольдони не оставался равнодушен к этим нападкам, но положение его несколько пошатнулось. Была с огромным успехом поставлена фьяба (театральная сказка) К. Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Гольдони увидел в этом измену венецианской публики. Он согласился занять предложенное ему место драматурга Театра итальянской комедии в Париже и в 1762 г. покинул Венецию.
С Театром итальянской комедии Гольдони вскоре пришлось расстаться.
В 1787 г. Гольдони издал трехтомные «Мемуары», которые остаются ценным источником сведений об итальянском и французском театре XVIII в.