Ирина Жаркова, «Русский курьер»
О
вокальной студии театра «Глобус» я
узнала лет семь назад. Именно тогда, выходя со
спектакля «Мы»
— совместного проекта вокальной и
пластической студии театра
— чудовищно хотелось вот так
же,
— ПРЕКРАСНО,
— петь те
замечательные песни. В
память просто врезались нехитрые и
«хитовые» мелодии «Одиночества» и
«Дождика». Было страшно непонятно, и
в
большей степени
— завидно, что такие
— обычные вроде! —
мальчишки и
девчонки, а
ТАК поют...
В этом году вокальной студии театра «Глобус» исполняется десять лет. Руководитель студии — Наталья Владимировна Кирсанова — когда-то училась в Новосибирской консерватории, преподавала в Музыкальном колледже, руководила детскими хорами. Занималась постановкой детских музыкальных спектаклей. Неоднократно награждалась почетными дипломами и грамотами на различных детских конкурсах и фестивалях как педагог. И все это время воспитывала юных вокалистов, которые тоже становились лауреатами и победителями всевозможных региональных, российских и международных конкурсов. В декабре 1998 года лауреатом конкурса «Апельсинчик» стала четырехлетняя (!) солистка студии Ника Лазаренко. В декабре того же года десятилетняя Катя Борисова стала лауреатом Международного конкурса Юных вокалистов в Екатеринбурге. А в ноябре 1999 года ансамбль студии принял участие в Международном конкурсе «Роза ветров» в Москве и получил звание лауреата сразу в двух номинациях — эстрадный и академический вокал. В ноябре 2000 года обладателем первой премии того же конкурса стал одиннадцатилетний Миша Степанов. После чего, в 2002 году, поочередно в Москве и Праге первый приз в двух номинациях получил вокальный квартет мальчиков. А солист квартета Гарник Дадоян известен сейчас как участник большинства региональных и международных конкурсов... Обо всех и не расскажешь.
Юбилей студии отмечался 14 марта — по-семейному, негромко. На малой сцене.
— Натальи Владимировна, почему сегодня было очень мало песен из спектакля «Мы»?
— У нас очень много спектаклей. А видеоматериала нашего хватило бы не на один и не на два дня беспрерывного просмотра. Не было совсем «Аладдина», «Наваждения», «Доктора Айболита», «Мухи Милетты»... Очень многого не было. Это были очень насыщенные десять лет. Чего только за это время с нами не случалось! Печальное мы оставили за кадром. И рамки времени не позволяют о многом вспомнить. По этой же причине многие наши бывшие и сегодняшние ученики не были упомянуты... Когда пришло время делать юбилейный концерт, оказалось, что он может стать безразмерно тяжелым. В том числе и для зрителя. А основная задача театра — сделать приятное именно зрителю. Поэтому мы думали скорее не о себе. О себе мы поговорим отдельно, в гостевой — на фуршете; займемся воспоминаниями...
— Многие из ваших учеников уже выросли...
— Я боюсь кого-то забыть... Расскажу лишь о некоторых. У нас в студии занимались уже взрослые девушки. Когда их пригласили в студию, уже было известно, что они будут студентами РАТИ: Шорстова Маша, Михина Таня, Стебунова Алена. Все трое закончили эту академию — был такой «выездной курс»... И сейчас они — молодые актрисы московских театров: «Летучей мыши», ТЮЗа. Для нас это очень радостно, потому что мы до сих пор считаем их «нашими»: во-первых, новосибирскими, во-вторых, «глобусовскими», и «частично» — вокальной студии. Таня Шахмотова выросла в театре. Ее мама сделала все, чтобы девочка стала актрисой... Как только она узнала, что у дочери есть такой дар, родители поменяли место жительства и из глубокой деревни переехал и сначала в Искитим. С большим трудом купили квартиру на ВАСХНИЛе и забросили все свои личные планы и амбиции... Посвятили всю свою жизнь дочери. Сейчас Таня учится в Санкт-Петербургской академии театра и кино. Я думаю, что вскорости мы о ней услышим, потому что она необыкновенно талантлива... И таких много. Некоторые, несмотря на то что не связали свою жизнь с театром и музыкой, все равно помнят... Пишут очень трогательные письма: о своем детстве в театре, о своей привязанности к музыке... Тот, у кого хоть раз получилось петь — никогда это не бросит. И они идут с песней по жизни — в прямом смысле! Если у человека есть голос, он больше ничем не может заниматься. Это как болезнь. Или — как клеймо. Ведь поют даже те, у кого нет голоса. А уж если он есть... Голос — это награда, Божий дар.
Сегодня выходил ансамбль из наших бывших студийцев. В общем-то, из них только одна Динара занимается музыкой профессионально, как будущий учитель музыки. А остальные живут своими взрослыми житейскими проблемами. Но и эти ребята считают, что счастливым детство может быть только в театре. Мы, здешние люди, уходим в театр и не хотим отсюда возвращаться в реальную жизнь. Детям здесь хорошо. Они занимаются любимым делом. Здесь реализуются многие амбиции — которые есть, наверное, у каждого. Например, потребность в аплодисментах. Ну и, конечно, иногда бывает жалко, когда колоссально одаренный ребенок (я имею в виду Мишу Степанова), к сожалению, не станет одним из нас. Не станет артистом... В свое время его родители, наверное, не очень-то верили в то, что искусство не самое главное в его жизни. Наверное, не очень поверили, что ребенок очень одаренный и сегодня одареннейший из всех! Но пойдет он учиться в какой-то там монтажный техникум. Хотя мне все равно кажется, что он будет самым поющим во всем мире монтажником. И самым сердечным. Потому что именно Миша говорил (когда попросили сказать два слова о театре), что сцена — это то место, где можно высказывать чувства, которые больше нигде нельзя высказывать. Это правда.
— Как трудно попасть в вашу студию?
— Изначальные требования к ребенку — чтобы он обладал хорошим слухом и голосом. Иногда к нам приходят и четырехлетние: неизвестно, что будет. Даем время побыть в нашей среде, и смотрим.
— Почему празднование проходило на малой сцене, а не на большой?
— Если бы это все происходило на большой сцене — мы потеряли бы тот градус теплоты, который был сегодня. Не очень хорошо получилось со звуком, но малая сцена вообще не предназначена для пения. Это не филармония. Здесь свои акустические законы. Но если ставить на весы, то та теплота и та откровенность, непринужденность, которые были у нас в зале, думаю, в этот день намного важнее.