Спели втроем о Родине

16 января 2015
Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь»

В Новосибирске появится спектакль, в котором тема Родины получит три режиссерские интерпретации одновременно.

Хорошо известные театральному Новосибирску режиссеры — Алексей Крикливый, Дмитрий Егоров и Павел Южаков — объединились в рамках нового проекта для того, чтобы исследовать загадочную русскую душу. 5 и 6 февраля в малом зале театра «Глобус» состоится премьера спектакля «Песни о Родине». Полуторачасовой хронометраж сценической картины вместит чистую любовь к Отчизне, скромное обаяние российской малой прозы, буйство красок современного мифологического пространства — все, кроме острых политических батманов, о чем публику предупредили заблаговременно.

«Песни о Родине» — одна из самых продуктивных off-репертуарных идей текущего театрального сезона. Эксперимент с извилистым ходом и непредсказуемым результатом, позволивший себе неслыханную дерзость — скрещение slow life-подхода и fast liafe-ритмов во имя создания единого театрального поля. Три постановщика встречаются на одной площадке и со свойственной каждому глубиной говорят о судьбах Родины, соединяя вертикаль и горизонталь современной действительности в формате «короткого метра». Усложняет дело не столько триумвират имен, за каждым из которых стоит своя история, борьба и репутация, сколько объединение разных режиссерских школ, помноженное на тандем уже существующих актерских трупп. На старте это выпускник Щукинского театрального училища Павел Южаков и подведомственные ему актеры «Первого театра», воспитанник Российской академии театрального искусства (курс Леонида Хейфица) Алексей Крикливый и его «Глобус», а также представитель питерской мастерской Григория Козлова Дмитрий Егоров с молодыми артистами Томского театра юного зрителя.

«Перед нами три самых интересных режиссера, которые сейчас работают в Новосибирске и выбирают человека предметом своего художественного исследования, — рассказывает продюсер проекта, руководитель театральной компании „Гамма“ Анастасия Журавлева. — Этим режиссерам небезразличны люди и артисты, а главное — они совпадают в отношении того, что такое театр. Объединяющая всех нас тема — наша страна, Отечество, Россия, Родина, которую мы любим. Идея заключается в том, что каждый режиссер выбирает своего автора и самостоятельно работает над текстом со своими актерами. Затем происходит самое интересное — встреча на одной площадке и соединение трех историй в один спектакль. Как это будет происходить — пока не ясно. Но нам не хочется показывать отдельные сюжеты через перерывы».

Правила игры на троих участниками проекта оговорены заведомо. Круг авторов ограничен местом, объемом и временем. Режиссеров интересует только современная российская малая проза, законченные и самостоятельные произведения. Павел Южаков остановился на рассказе «Благое дело» Дмитрия Глуховского, на страницах которого автор фантастической саги о «Метро» описывает катастрофу иного порядка — как маленький винтик огромной правоохранительной системы пытается положить конец взяточничеству и начальственному произволу. Алексей Крикливый взял в работу «Хрустальный мир» Виктора Пелевина. Действие датированного 1991 годом рассказа происходит в 1917 году накануне октябрьского переворота, когда пара юнкеров, эфедринистов и философов, с треском проваливает священную миссию защиты России от древнего демона. Дмитрий Егоров приглядел текст Майи Кучерской. Титулованный писатель, блестящий журналист, действующий литературовед и критик рассматривает злобу дня в перспективе вечности, а в профессии руководствуется «любовью к тому, о чем пишешь, и еще симпатией к читателю».

Принципиальное согласие всех авторов получено, поэтому воспроизводиться «Песни о Родине» будут на вполне легальных основаниях. «У всех театров есть опыт переговоров с авторами, в том числе с европейскими гуманистами, которые очень сильно выкручивают руки, — комментирует продюсер проекта. — И вообще разговоры с авторами — это всегда сложная история. В рамках „Песен о Родине“ все переговоры, которые мы ведем, идут в очень благожелательном тоне. Все авторы отнеслись к проектам позитивно».

Второе условие запева — полчаса на сюжет. «В этом смысле у нас получится альманах, — рассказывает режиссер Павел Южаков. — В наших театрах формат короткого метра не очень распространен. Между тем его преимущества очевидны. С нашими темпоритмами, с нашим монтажным, клиповым, быстрым мышлением — это очень актуальный жанр. Тем более что мы исследуем российский менталитет. Каждая из выбранных нами историй могла произойти только у нас. Мы отличаемся от других стран, а чем и почему — попытаемся разобраться на месте».

Следующий пункт — визуальное тождество сюжетов. «Картинку» спектаклю обеспечит новосибирский художник Евгений Лемешонок, которому предстоит непростая задача учесть требования постановщиков и увязать три воли воедино. Да и еще и таким хитрым образом, чтобы «Песни о Родине» были потенциально открыты для новых участников. «Песни о Родине» — живой, отчасти даже лабораторный эксперимент. Должно получиться пространство, готовое принять не только наши, но и другие истории, — уточняет режиссер Дмитрий Егоров. — Ведь наша идея и родилась из того, что мы хотели сделать что-то содружеское — актерски и режиссерски соединить разные театры и даже города. Эта история действительно открыта. Если какой-нибудь серьезный театр, во главе которого стоит режиссер, захочет к нам присоединиться, то мы с удовольствием начнем взаимодействовать с ним«.

Место действия «Песен о Родине» определено только на февраль. После того как премьера будет сыграна на малой сцене «Глобуса», спектакль отправится в путешествие. Следующей площадкой организаторам проекта видится малая сцена новосибирского академического драматического театра «Красный факел», затем спектакль будет играться в «Первом театре», чуть позже — в Томском ТЮЗе. Завершит ли на этом кантата для смешанного режиссерского хора цикл своего существования и будет ли иметь общественный резонанс — напишут газеты. Однако во избежание психологических травм и прочих недоразумений режиссеры еще на берегу подчеркивают: «Мы — люди творческие, аполитичные. Желания бороться с кем-то у нас нет. И наш проект — это сугубо художественная акция, не имеющая никакого отношения к политике, злободневности и всякому текущему моменту. SMS-кой Байкал не описать. И всех тем и проблем, которые дает нам для размышления жизнь в России, мы одним проектом не поднимем. Мы субъективны. Каждый имеет свое мнение. Поэтому мы не претендуем на истину и единый взгляд на тему. Предоставим друг другу свободу и посмотрим, что из этого получится».

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!