Гадкий утенок
7
мая вторник
11:00, 14:00
12
мая воскресенье
11:00
Путем взаимной переписки
10
мая пятница
18:00
10 мая 18:00 · пятница
Путем взаимной переписки
16+
Малая сцена Владимир Войнович
16+
Cabaret
11
мая суббота
18:00
12
мая воскресенье
15:00
11 мая 18:00 · суббота
12 мая 15:00 · воскресенье
Cabaret
18+
Большая сцена мюзикл Джо Мастерофф, Джон Кандер, Фред Эбб
18+
Ревизор
14
мая вторник
18:30
14 мая 18:30 · вторник
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
14
мая вторник
14:00, 18:30
14 мая 14:00, 18:30 · вторник
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Всем кого касается
15
мая среда
18:30
16
мая четверг
14:00
Каштанка
15
мая среда
18:30
15 мая 18:30 · среда
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Игроки
16
мая четверг
18:30
16 мая 18:30 · четверг
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Собаки
17
мая пятница
14:00, 18:30
17 мая 14:00, 18:30 · пятница
Собаки
12+
Большая сцена по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг»
12+
Горе от ума
17
мая пятница
18:30
Премьера
Премьера
17 мая 18:30 · пятница
Горе от ума
16+
Малая сцена Александр Грибоедов
16+
Счастливый неудачник
18
мая суббота
14:00, 18:00
18 мая 14:00, 18:00 · суббота
Счастливый неудачник
12+
Большая сцена полувероятная история Вадим Шефнер
12+
Генерал и его семья
18
мая суббота
18:00
18 мая 18:00 · суббота
Генерал и его семья
18+
Малая сцена Тимур Кибиров
18+
Отрочество
19
мая воскресенье
14:00, 18:00
19 мая 14:00, 18:00 · воскресенье
Отрочество
12+
Большая сцена по мотивам повести Льва Толстого Ярослава Пулинович
12+

Рецензия на «Первую любовь» (театр «Глобус»)

18 Января 2016
Анна Горбунова, Volnamag.ru

«Первую любовь» Тургенева в постановке Ирины Керученко, спектакль удивительно тонкий и чувственный, представили в «Глобусе» за месяц до Нового года. Но познакомиться с постановкой будет интересно именно сейчас, когда город ещё наполнен эмоциями и послевкусием праздника. О спектакле рассказывает Анна Горбунова.

Московский режиссёр Ирина Керученко, известная столичной и новосибирской публике золотомасочным спектаклем «Кроткая», накануне премьеры «Первой любви» сказала, что не будет «обновлять» классику. Она действительно не превращает главного героя, 16-летнего влюблённого Володю, в современного тинэйджера. Он остаётся ребёнком своего века, века отживающих дворянских усадеб и летних дач. Собственно, один из таких загородных особнячков выстроен на сцене: комната светла, всюду выбеленное дерево, на окнах кремовые занавески, а в центре гостиной расположился овальный стол с потёртыми дубовыми стульями. Сценография Марии Утробиной наполнена летним воздухом, свободным и звенящим, опьяняющим героев спектакля.

Но интереснее то, как режиссёр решает проблему существования тургеневского слова на сцене. Напомню, что спектакль «Первая любовь» — повесть, перенесённая на театральные подмостки, однако текст её не обретает драматической формы. Актёры в прямом смысле читают историю о юноше, который впервые столкнулся со страстью: он сам пережил её после встречи с младшей княгиней Засекиной, он увидел, как она может сводить с ума других мужчин (ведь на услужении у Зинаиды целая армия поклонников).

По воле режиссёра тургеневский текст попеременно читает то один, то другой артист. Но этот приём не дробит и не портит слово, напротив, делает его объёмным: словно каждый раз меняется угол обзора, оптика, с которой зритель может рассматривать происходящее.

Эта перемена голосов и отношений держится на слаженном и очень сильном актёрском ансамбле. Артисты произносят прозаический текст, но играют его как прописанную реплику. Видимо, это и делает премьеру Керученко новым прочтением Тургенева: между строчками повести теперь — в реальном времени переживаемая человеческая эмоция. Например, зритель сразу видит натянутые отношения между родителями Володи; зал первым догадывается о любовной тайне Зинаиды, кокетки, отдавшей сердце единственному человеку, в которого, кажется, не стоило влюбляться.

И хотя любопытно наблюдать за каждым героем в спектакле: и за чудаковатой матушкой Зинаиды (Тамара Кочержинская), и за строгой маменькой Володи (Светлана Прутис), и за поэтом-романтиком Майдановым (Алексей Архипов), наконец, за тонкой и нервной Зинаидой (Екатерина Аникина) — всё-таки самая сложная и интересная задача стояла перед актёром Никитой Зайцевым, исполнившим роль горе-влюблённого. Перед нами подросток в немного великоватой коричневой курточке, ворот его рубашки поддерживает горчичный галстучек, который явно выбирала матушка. Юноша немного угловат, резок в движениях, словно ещё не до конца понимает, как же ему управлять собой. Совсем нелепым кажется данное ему Зинаидой имя «Вольдемар», слишком пафосное и томное.

При этом герой Зайцева не по летам рассудителен. Даже задаёшься вопросом: может ли 16-летний подросток так точно понимать происходящее. Но ведь перед нами ожившие воспоминания — в повести уже зрелый герой рассказывает приятелям о первой любви. Поэтому в образе Вольдемара как будто соединяются два человека, которых разделяют долгие годы. Никита Зайцев играет пылкого, страстного юношу, поражённого поцелуем Зинаиды, которая то ли видит в нём отражение объекта своей любви, то ли сожалеет, что сердце её отдано не этому мальчику — с ним счастье было бы куда как более возможно. Но через минуту Вольдемар уже зрелый мужчина, только воскрешающий в памяти былые переживания.

И о чьей же первой любви этот спектакль: о недолгом увлечении юноши или о разрушающей страсти молодой женщины, полюбившей взрослого мужчину? Да, чувство Зинаиды кажется более драматичным и сильным, но на первом плане перед нами всё-таки история мальчика, жизнь которого перевернула влюблённость. И она-то уж точно никогда не выйдет из памяти.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272