«Вести-Новосибирск»
Этнические напевы и
легенды в
новогодней упаковке: в
театре «Глобус» поставили детскую сказку по
мотивам известных произведений Павла Бажова. О
том, как постановочная группа пыталась создать чудо и
о
том, что могло удивить даже взрослых
— читайте в
материале «Вестей».
«...А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие, больше, хризолитами называются. Видали?»
История о Серебряном копытце — сюжет, который знаком каждому с уроков литературного чтения в четвертом классе. Шестилетняя Дарёнка после смерти родителей оказывается в чужом доме. Ненужный ребенок становится домработницей, прачкой, к тому же нахлебником. Старый охотник Кокованя из сострадания забирает девочку вместе с кошкой Мурёнкой в свою лачужку. Дед рассказывает Дарёнке о волшебном козле, который стучит копытом и появляются драгоценные камни.
Эту сказку режиссер Мария Котлова взяла за основу и переформатировала в рамках жанра путевого очерка, некого путешествия. Кокованя и Дарёнка забредают в хоромы Хозяйки Медной горы, есть отсылки и к Каменному цветку, застают даже историю с Голубой змейкой, где два друга из-за золота волшебной рептилии поругались. Бажовская «солянка» получилась вкусной — ингредиенты смешали гармонично.
Общая атмосфера — довлеюще-фольклорная, никаких отступлений от тематики. Русские народные костюмы: рубахи, кушаки, сарафаны, платки и душегрейки.
Подкупала простота — в декорациях, в художественных решениях. Маленькая бревенчатая избушка, фанерные горы в бело-серых тонах, старый добрый проектор. Вместо диафильмов на белом заднике — зимние пейзажи. Динамику действию придавала почти беспрерывно движущаяся сцена, бесконечно появляющаяся актерская массовка и детская студия пластики.
Первый прием интерактива — выход на сцену из зрительного зала. В начале спектакля добрый дед Кокованя появляется в проходе, зачиная историю в реальном времени — живой диалог с маленькими зрителями. Артур Симонян своей заразительной сердечностью, харизмой и мягким, древнерусским говором моментально погрузил в новогоднее действие. Он стал проводником. Подхватила энтузиазм Дарёнка (Екатерина Боброва). Маленькая, хрупкая с наивными глазами и хрустальным, детским голосом, она идеально вжилась в роль. Кошку Мурёнку сыграла совсем юная артистка из детской студии. Кстати, режиссер все же отступила от оригинального текста: в сказке Бажова Мурёнка исчезла вместе с Серебряным копытцем, а здесь — никакого негатива, хозяйке вернули питомца. Все-таки идея простая — что у автора, что у режиссера новогоднее чудо случается.
Студия пластики стала органичным дополнением — они создавали ощущение мюзикла. Дети с качественной хореографической подготовкой. И пусть роль их была не настолько глобальна, но реквизит в виде драгоценных камней или звезд вместо их номеров был бы в проигрыше.
Удивить зрителей от мала до велика постановочная группа решила трюками. Под «куполом» театра — Хозяйка Медной горы. Страховочный трос — и артистку Марию Соболеву подняли на три метра и заставили полетать над детьми. Вариант чуда опасный. Попытка действительно восхищает. Спектакль не нагружен спецэффектами и вдруг, откуда ни возьмись — артистка-каскадер. К тому же раскрыли секрет воздушных полетов прямо на сцене — сняли тросы на глазах у зрителей.
Композитор постановки Роман Столяр вложил в нее немало усилий. Этническая музыка переплеталась с русской народной и джазовыми аккордами. Сложные партии, нотные ходы, при этом актеры — драматические, не специалисты в разнообразных вокальных изысканиях, и, тем не менее, справились достойно. Возможно, это заслуга и хормейстера.
Свет в постановке органичен, но это как раз не создает рутинного настроения, а гармонизирует яркую танцевально-музыкальную часть. Так, глубокие грудные напевы сочетаются с темно-синим фоном и некой серой прослойкой задымления. Или во время песнопений мифических героев сцена загорается яркими цветами оттенков солнца. Так достигают эффекта волшебства.
В целом, детская постановка была нескучна и для взрослых. Перед спектаклем артисты устраивают интермедию в фойе театра. Малышей и школьников знакомят с постановкой Дед Мороз и Снегурочка. Впрочем, это уже традиция бывшего ТЮЗа.