Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Art
4
мая суббота
18:00
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Гадкий утенок
7
мая вторник
11:00, 14:00
12
мая воскресенье
11:00
Путем взаимной переписки
10
мая пятница
18:00
10 мая 18:00 · пятница
Путем взаимной переписки
16+
Малая сцена Владимир Войнович
16+
Cabaret
11
мая суббота
18:00
12
мая воскресенье
15:00
11 мая 18:00 · суббота
12 мая 15:00 · воскресенье
Cabaret
18+
Большая сцена мюзикл Джо Мастерофф, Джон Кандер, Фред Эбб
18+

Как сделать Новосибирск театральной столицей, для начала на две недели?

16 Февраля

Ольга Игнатьева, «Континент Сибирь»

Усилиями Татьяны Людмилиной раз в два года Новосибирск становится центром театральной жизни в стране, «собирая сливки» — представляя на местных площадках самые яркие театральные спектакли в России, привозя звёзд музыкально-оперной сцены. Возглавляемый Людмилиной проект — одна из визитных карточек культурного своеобразия крупнейшего города Сибири. В интервью «Континенту Сибирь» директор театра «Глобус» рассказала о ярких эпизодах закулисья Рождественского фестиваля искусств, а также о том, с какими сложностями приходится сталкиваться в процессе подготовки мероприятий такого масштаба.

Всего за две недели XV-го по счёту Рождественского фестиваля сибиряки смогли насладиться творчеством любимых артистов, среди которых: Юрий Башмет, Алексей Гуськов, Людмила Максакова, Игорь Верник, Игорь Гордин, Дарья Мороз, Пётр Дранга, Нонна Гришаева, Александра Урсуляк, а также крупнейший академический танцевальный ансамбль страны — Балет Игоря Моисеева, известные музыкальные коллективы и исполнители. Подробнее о программе и впечатлениях от увиденного и услышанного в декабре 2023 года можно прочитать здесь (и, для сравнения, программа предыдущего XIV фестиваля, проведённого в пандемийном 2021 году). Конечно, благодарная новосибирская публика заинтересована в том, чтобы такой проект продолжал развиваться и выходил на новые уровни. С надеждой на это мы и приступили к беседе с Татьяной Людмилиной.

 Татьяна Николаевна, как составляется программа и как именно происходит отбор спектаклей-участников? Как вам удаётся собрать вместе такое количество артистов первой величины — а это особый повод для гордости — в Новосибирске, да ещё и в предпраздничные декабрьские дни? Бывает ли, например, такое, что кто-то отказывается приехать?

 Моя приоритетная задача — привезти самые яркие столичные премьерные спектакли, либо самые успешные постановки, проверенные временем, которые ещё не были с гастролями в Новосибирске. И, разумеется, формирование программы фестиваля происходит задолго до его проведения, это кропотливая работа мониторинга и отбора.

Должна сказать, что я не знаю отказов на свои предложения об участии, потому что имидж Рождественского фестиваля уже очень стабилен — он зарекомендовал себя как серьёзный культурный проект. Когда фестиваль зарождался, ничего подобного в стране не было. Но и сейчас, когда фестивальное движение в регионах активно развивается, я могу совершенно точно сказать, что такой обширной и разнообразной программы, как у нас, нет нигде.

На протяжении 28 лет в Новосибирске побывали практически все знаковые для России театральные коллективы. С рядом из них многолетнее сотрудничество переросло в тёплые дружеские отношения, и я очень дорожу этим личностным общением. Наши постоянные участники и гости уже сами мне говорят: «А у нас скоро премьера, обязательно посмотрите».

 То есть, можно сказать, что процесс формирования программы фестиваля 2025 года уже запущен?

 Да, есть уже очень интересные спектакли, вышедшие недавно. И совсем не обязательно они идут только в столице. Яркий пример — мой первый опыт приглашения регионального спектакля на наш фестиваль. Это была постановка «Наваждение Катерины» Минусинского драматического театра. Тогда реакция многих коллег была скептической. Однако, вопреки многочисленным предостережениям, именно этот спектакль в итоге оказался одним из самых интересных событий фестиваля. Но это был мой личный риск как организатора. Потом была «Гроза» Магнитогорского драматического театра имени Пушкина, и тоже — большой успех. Иду на рискованные шаги, потому что моя первоочередная задача — пригласить на фестиваль лучшие проекты страны.

 Как же вы успеваете всё это пересмотреть?

 Отслеживаю премьеры, затем планирую поездку и целенаправленно отсматриваю по 3–4 спектакля за один раз. Бывает, что удаётся увидеть какие-то названия на гастролях театра «Глобус». Например, мы принимали участие в программе «Дни культуры Новосибирской области в Санкт-Петербурге». И там я случайно попала на мюзикл ТЮЗа имени Брянцева — «Обыкновенное чудо» Алексея Франдетти, с которым мы давно дружим. Я сразу поняла, что жанр органично впишется в фестивальную программу. Спектакль технически сложный, он никогда прежде не выезжал, да ещё и с участием оркестра.

Принятие решения о каждом приглашённом коллективе — это вызов себе. Так же было со спектаклем «Месяц в деревне» Московского Художественного театра имени Чехова, где была эффектная, но сложная сценография: сено, вода. Когда я обратилась к руководству МХТ с приглашением принять участие в Рождественском фестивале, мне ответили, что это «невывозимый спектакль»! Но мы нашли и возможности, и инженерные решения для водно-капельной системы, которая обеспечивает эффект моросящего дождя на протяжении почти четырёх часов, и всё получилось.

А бывает, что необходимо, например, полностью изготовить декорации на месте, как было с Донецким республиканским академическим молодёжным театром — мы сделали для них декорации к трём спектаклям, и более того, передали потом эти декорации на безвозмездной основе в город Татарск Новосибирской области, конечную точку их гастрольного тура. Донецкий театр показал 3 спектакля в Новосибирске и 5 из 6 запланированных в области (один не состоялся по причине тридцатиградусных морозов). Здесь была ещё одна важная миссия — приобщение к театру жителей Новосибирской области и держателей «Пушкинской карты». Вообще, мы первые начали выезжать за пределы Новосибирска в рамках реализации федеральной программы «Пушкинская карта», и до сих пор лидируем по этому показателю в регионе. Более того, мы не только вывозим свои репертуарные спектакли, но и организовываем проекты с участием столичных звёзд театра и кино. Показы не ограничиваются только моноспектаклями, артисты устраивают фотосессии, автограф-сессии, неформально общаются с аудиторией. Представьте тех детей и подростков, которые живут в глубинке, например в 60 километрах от Татарска — насколько для них это большое событие. Я считаю это нашей важнейшей культурной миссией.

 Из всех этапов периода подготовки к фестивалю какой наиболее напряжённый и ответственный?

 Летний период, когда окончательно составляется программа, и потом нельзя её изменить — к этому времени уже должны быть заключены все договоры. А самый ответственный — это когда нужно остановиться на чём-то, потому что я отсматриваю спектаклей гораздо больше, чем выбираю. После составления программы и представления её на пресс-конференции, уже начинается логистика: как доставить декорации, как привезти и разместить людей, — а в этот раз было задействовано 506 человек. Но это уже работа всей команды, и я наконец-то научилась делегировать полномочия коллегам в таких масштабных мероприятиях. Поверьте, это непросто (смеётся).

 Рождественский фестиваль, как и Транссибирский Арт-Фестиваль, — устойчивые новосибирские культурные бренды. У вас есть обратная связь от первых лиц области, города, которая свидетельствует об их оценке того, насколько такие мероприятия работают на имидж региона?

 О том внимании, которое уделяется культурным проектам, говорит личное присутствие руководства региона на знаковых событиях, таких, как открытие фестиваля, например. Роль культуры в имидже региона и значимость фестиваля однозначно высоко оцениваются и не ставятся под сомнение. Программы последних лет мы реализуем при поддержке регионального бюджета, но постепенно растёт и доля средств от предпринимательской деятельности театра, в этом году процентное соотношение примерно 50 на 50. Это показатель, которому может позавидовать любой коллектив страны.

 Для вас, как для арт-менеджера, существует дилемма доступности билетов и экономической эффективности театра?

 Я всегда говорю, что цена на билеты должна быть доступной, но и достойной. Согласитесь, стоимость билетов на спектакль ведущего московского театра с участием созвездия актёров не может быть такой же, как на наш обычный репертуарный спектакль. Поэтому у нас заметная дифференциация цен в зависимости от того, какой это спектакль.

 Расскажите немного о том, что ждёт зрителей театра «Глобус» в ближайшее время?

 13 марта состоится премьера спектакля «Собаки» по мотивам повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг!». Его выпускает главный режиссёр театра Константин Яковлев, работа на большой сцене адресована прежде всего подросткам. В апреле хорошо знакомый новосибирцам режиссёр Ирина Керученко ставит на малой сцене комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», приуроченную к 200-летию одноимённой пьесы. Учитывая грядущий юбилей — 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, мы сосредоточили своё внимание на премьере «Сказки о рыбаке и рыбке» для детей в постановке Кристины Звыковой. Часть пространства Фестиваля молодёжного творчества «АРТ-Бум», который запланирован на 6 июня, будет отдана спецпроектам, посвящённым наследию великого русского классика. Также в наших ближайших планах — гастроли в Ярославле и Санкт-Петербурге.

 Татьяна Николаевна, успеваете ли вы следить за театральной жизнью в Новосибирске и с какими чувствами выходите обычно из зала?

 Обязательно стараюсь ходить на премьеры коллег, всегда радуюсь их успехам, тёплому зрительскому приему. Накануне Нового года, несмотря на большую занятость, я посетила все премьерные события: «Собачье сердце» в «Красном факеле», «Фарго» в «Старом доме», спектакль-ревю «Оперетта навсегда!» в музыкальном театре и, конечно, «Щелкунчик» в хореографии Юрия Николаевича Григоровича в НОВАТе.

 Можете назвать наиболее яркое культурное событие последних лет в Новосибирске на ваш профессиональный взгляд?

 Для меня это концерт Ильдара Абдразакова в 2021 году, до сих пор непревзойдённый по впечатлениям. То, что такое значимое мероприятие будет высокопрофессионально срежессировано, конечно, было ожидаемо. Но на что я обратила особое внимание — это безупречно продуманное составление программы концерта и невероятный финал. Они закончили не привычными и всем знакомыми оперными шлягерами, а фрагментом из оперы «Итальянка в Алжире» для нескольких мужских голосов — очень сложной оперы, которая, кстати, в Новосибирске не шла никогда, да и в других театрах идёт крайне редко, потому что требует высочайшего исполнительского мастерства. Застольную из «Травиаты» мы можем услышать где угодно и когда угодно, а такие эксклюзивные номера как раз отличают концерты мирового уровня.

 Последний вопрос к вам, как к театральному эксперту: ваш личный рейтинг, скажем, топ-3 режиссёров и постановок за пределами Новосибирска, которые обязательны к просмотру?

 Трудно ограничиться тремя именами. Мне очень импонирует Игорь Теплов, он недавно выпустил спектакль «Космос» в Московском драматическом театре имени Пушкина, который стал достаточно популярен, и я очень рада за него. Практически каждая постановка худрука пушкинского театра Евгения Писарева является настоящим событием: особо отмечу недавнюю премьеру «Зойкина квартира», кстати, принимавшую участие в XV Рождественском фестивале. Егор Перегудов, опытный мастер, поставил необычайно красивый «Лес» в театре Маяковского. Неизменный интерес вызывают работы главного режиссёра вахтанговского театра Анатолия Шульева, на тот же «Амадей» в его постановке до сих пор трудно попасть. Алексей Франдетти, о котором я уже упоминала, не только успешно продолжает традиции Марка Захарова в «Ленкоме», но и прекрасно работает на других площадках: его мюзикл «Свадьба Кречинского» в Малом театре недавно стал обладателем премии «Звезда Театрала».

Моим безусловным фаворитом является Дмитрий Черняков, с которым мы дружим долгие годы. Я стараюсь смотреть все его спектакли, получаю от этого огромное удовольствие. К сожалению, в России сейчас это практически невозможно, но есть видеоверсии, которые я не пропускаю.

Несмотря на то, что сегодня происходит слом привычных всем установок театральной жизни в масштабах страны, меняются приоритеты, русский репертуарный театр процветает. Выпускается много ярких премьер, громко заявляют о себе новые имена, совершенно фантастически работают именитые режиссёры, черпая темы и вдохновение из сегодняшних реалий. Происходит мощное реформирование Союза театральных деятелей Российской Федерации, главой которого назначен Владимир Львович Машков, а также премии и фестиваля «Золотая Маска». На эти реформы профессиональное сообщество возлагает большие надежды.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272