В «Глобусе» построят «Пряничный домик»

13 мая

Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь»

Новосибирский молодежный театр «Глобус» готовится к самой масштабной сказочной премьере сезона: первые показы спектакля «Пряничный домик» по мотивам сочинений братьев Гримм пройдут 9 и 10 июня. Воплотит знаменитые сюжеты на большой сцене режиссер Наталия Анастасьева в тандеме с драматургом и сценаристом Валерией Ужейко.

Если для русскоязычных читателей братья Гримм ‒ прежде всего, знаменитые детские писатели, то для немцев ‒ это легендарные ученые-лингвисты, неожиданно для себя ставшие видными политическими деятелями своей эпохи, и авторы «Немецкого словаря» ‒ увесистого этимологического собрания, на создание которого их двух жизней, увы, не хватило: Вильгельм скончался на букве D, а Якоба смерть настигла прямо за письменным столом, когда он работал над словом Frucht. Завершить семейный научный труд специалистам Берлинской академии удалось только сто двадцать лет спустя — большим коллективным усилием. Сейчас в словаре 33 тома и 600 тысяч слов, и работа над комментариями и маргиналиями продолжается.

На самом деле братьев Гримм было не два, а целых три: Якоб и Вильгельм собирали сказки, литературно обрабатывали сюжеты и адаптировали их для отпрысков почтенных горожан, а Людвиг Эмиль стал первым иллюстратором сказок, — и это, не считая оставшихся пяти кровных братьев и одной сестры, которые в книжном бизнесе не участвовали, хотя четвертый — Фердинанд ‒ и «баловался» литературной сказкой вопреки глубокому убеждению знаменитых родственников в пагубности такого фантазийного метода. Первым сборником, выпущенным знаменитыми собирателями фольклора, стали «Детские и семейные сказки», в которые вошло сто историй. Появление книги вызвало форменный скандал: ведь в своем дебютном издании братья Гримм не прибегли к адаптации народных текстов, за что и были уличены в отсутствии патриотизма, клевете на предков и изображении немецкого народа дикарями и злодеями.

К выпуску второго сборника братья Гримм решили не бравировать аутентичностью и в меру тогдашних представлений литературно обработали «преданья старины глубокой». И так увлеклись, что стали сами придумывать сказки и дополнять новыми элементами готовые сюжеты, проявив недюжинный стилизаторский талант. Да еще такой, который позволил ученым двадцатого столетия пересмотреть отношение к гриммовскому сборнику, разжаловав его из первой «книжной сказки» в одну из многочисленных «мистификаций» эпохи романтизма, что, впрочем, ни популярности среди народа, ни влияния этих сюжетов на литературу и искусство нисколько не преуменьшило. Всего за подписью братьев Гримм вышло 230 народных сказок в двух томах, которые издавались и переиздавались так часто, что по количеству тиража почти догнали Библию.

Две сотни сказок для одного, пусть и весьма масштабного спектакля ‒ явный перебор, поэтому в работу режиссер Наталия Анастасьева взяла шесть самых популярных сюжетов: «Гензель и Гретель», «Храбрый Портняжка», «Бременские музыканты», «Мальчик-с-пальчик», «Сладкая каша» и «Золотой гусь». Управлять сказочными процессами будут сами братья Гримм. В спектакле театра «Глобус» Вильгельм и Яков станут собирателями всех на свете сказок, хранящихся в волшебном сундуке. По закону жанра, в заветное сказкохранилище нельзя заглядывать раньше времени, но этот запрет не остановит их племянников — Ганса и Грету. Именно с невинного детского проступка и начнется дорога странствий, на которой героев ждет множество опасных и запутанных приключений. И только в конце большого пути станет ясно: можно ли вернуть исчезнувшие сказки или все дело в том, что каждый из нас — творец собственной чудесной истории?

«Глобально наша история о творчестве, которое сбывается, превращаясь в реальность, — поясняет режиссер спектакля „Пряничный домик“ Наталия Анастасьева. — Драматург Валерия Ужейко умело соединила все сказки и при этом умудрилась сохранить детские интонации и добавить более глубокие смыслы. Наш спектакль не только для малышей, он для дошкольников и младших школьников. У каждого персонажа свой своеобразный голос. Лера как-то их всех подружила, перессорила, очень грамотно и умело провела по сюжету».

Музыку к спектаклю, который, по мнению постановочной группы, можно смело называть мюзиклом, написал композитор Петр Поспелов. Получилось тринадцать вокально-танцевальных номеров. «Сначала это была стилизация в духе сказок Роу, — рассказывает режиссер „Пряничного домика“. — Потом мы поняли, что нужно актуализировать материал, и пригласили аранжировщика Аркадия Черкашина, который приблизил звучание музыкальных номеров к современному детскому уху. Актеры просто молодцы. Все в очень хорошей творческой форме. Они сами поют, и поют прекрасно. У нас замечательный музыкальный руководитель проекта — Владимир Сапожников. Большой мастер, дирижер, очень легкий, веселый и творческий человек».

Визуальное решение спектакля может удивить зрителей театра «Глобус» обилием оптических иллюзий, световых эффектов, хитрых костюмных трюков, зрелищных решений, новых технологий и множащихся пространств. «Вы увидите, как сцену театра „Глобус“ зальет море каши, да так, что площадка практически исчезнет с глаз, все декорации поплывут. Волшебный горшочек наварит столько, что надо будет после этого делать антракт. И как-то ее „съедать“. В спектакле есть два удивительных персонажа. Мальчик-с-пальчик, который живет в спичечном коробке, и актерам надо вообразить его, натренироваться с ним взаимодействовать. И Великан — надувная кукла с поддувом, настолько огромная, что ее невозможно увидеть целиком. Наш фантастический художник Тимофей Рябушинский сделал куклу, очень похожую на своего сына. Потому что великан у нас маленький, ему всего-то шестьсот лет», — резюмирует Наталия Анастасьева и обещает представить спектакль, который поможет отключиться от реальности и погрузиться в вымышленную, творческую, свободную и освежающую, точно летний теплый дождь, жизнь.