Даниил Хармс

Даниил Иванович Хармс (наст. фамилия Ювачёв) (1905–1942) – русский писатель и поэт.
Еще на школьной скамье придумал себе псевдоним – Хармс, который варьировал с поразительной изобретательностью, иногда даже в подписи под одной рукописью: Хармс, Хормс, Чармс, Хаармс, Шардам, Хармс-Дандан и т. д. Дело в том, что Хармс полагал, что неизменное имя приносит несчастье, и брал новую фамилию, как бы в попытках уйти от него.
Даниил Хармс происходил из семьи известного народовольца Ивана Ювачёва, приговоренного в свое время к смертной казни, замененной пожизненным заключением, отбывавшего ссылку на Сахалине, где с ним познакомился Чехов. Даня родился уже после освобождения отца, когда Ювачёв вернулся в Петербург.
Хармс-писатель сформировался в 20-е годы, испытав влияние Хлебникова и Труфанова, и обрел единомышленников в кругу поэтов, назвавших себя обэриутами (от ОБЭРИУ – Объединения Реального Искусства). В 1931 году Хармс и некоторые его друзья были арестованы и сосланы на год в Курск. Позади остались две единственные «взрослые» публикации Даниила – по стихотворению в каждом – в двух сборниках Союза поэтов (в 1926, 1927 гг.). Больше Хармсу не удалось опубликовать при жизни ни одной «взрослой» строчки. После 1928 года он не делал никаких попыток опубликовать свои произведения. А писал он ежедневно.
Начав сотрудничество в журнале «Еж» (с 1928 г.), а затем «Чиж» (с 1930 г.), с годами писал все реже. И можно лишь удивляться, что при сравнительно небольшом числе детских стихотворений («Иван Иваныч Самовар», «Врун», «Игра», «Миллион», «Как папа застрелил мне хорька», «Из дома вышел человек» и т. д.) он создал свою страну в поэзии для детей и стал ее классиком.
Мир удивился, узнав Даниила Хармса, впервые прочитав его в конце 60-х – начале 70-х годов. До тех пор родоначальниками европейской литературы абсурда считали Ионеско и Беккета. Но, прочтя неизвестные дотоле произведения – «Елизавету Бам» (1927), прозу и стихи, пьесу «Елка у Ивановых» (1939), все поняли, что столь популярная ветвь литературы появилась задолго до этих авторов.
Второй арест в 1937 году не сломил писателя. После скорого освобождения он продолжал творить. Именно в этом году написаны рассказы «Связь», «Сундук», «Всестороннее исследование», «О том, как меня посетили вестники».
В сентябре 1941 года Хармс был признан невменяемым и направлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу, где и умер.
Его жена М. Малич вместе с другом Хармса Я. Друскиным, собрала все рукописи мужа. Чемоданчик с произведениями Друскин берег как самую большую ценность в эвакуации. Вернувшись в Ленинград, вторую часть архива, чудом сохранившуюся, он забрал у сестры Хармса. В нем были письма, рукопись как бы неоконченной повести «Старуха» – самого крупного у Хармса произведения в прозе.