Юлия Щеткова, «Новая Сибирь»
Театр «Глобус» открыл театральный сезон и
получил лицензию на
право постановки американского мюзикла «Вестсайдская история»
Театральный сезон 2007–2008 в Новосибирске можно считать открытым. 12 сентября на большой сцене «Глобуса» состоялась первая премьера сезона — спектакль «Священное пламя» в постановке режиссера Георгия Цхвиравы. Но директор театра Татьяна Людмилина уверяет, что самое интересное в нынешнем театральном сезоне только начинается: впереди Рождественский фестиваль, программа которого пока не разглашается, новые постановки от известных столичных режиссеров, и один из самых знаменитых мировых мюзиклов.
— Татьяна Николаевна, едва ли не все газеты города недавно написали о том, что новосибирский «Глобус» решил бросить вызов Бродвею...
— Речь, конечно же, идет о знаменитом мюзикле «Вестсайдская история», премьера которого состоится в первые дни Рождественского фестиваля — 22, 23 ноября. Однако это не значит, что мы таким образом бросаем вызов Бродвею. Просто ставим спектакль в соответствии с законом и принятыми в цивилизованном мире нормами.
— Что означает в соответствии с законом?
— Мы получили лицензию на постановку от американского музыкального агентства MTI, владеющего правами на творчество композитора Леонарда Бернстайна — автора «Вестсайдcкой истории». Только это агентство и никакое другое в мире может разрешить или не разрешить постановку этого мюзикла. Нам — пока единственным в России — разрешили.
— Как правило, права на постановку зарубежных театральных бестселлеров в финансовом плане в разы превышают возможности российских театров. Как «Глобусу» удалось преодолеть это несоответствие?
— Первоначально запрашиваемая цена действительно была такова, что оставалось только отступить. Не завышена, нет. Просто те суммы, которые принято выплачивать в Америке и Европе в подобных случаях, наш театр явно бы не потянул. Но после длительных переговоров, я бы даже сказала, после установившейся заочной дружбы между нами и представителями агентства, для театра «Глобус» было сделано большое финансовое исключение.
— Кому принадлежала идея постановки «Вестсайдской истории»?
— Алексею Людмилину. Не скрою, без него мы бы сами никогда не замахнулись так высоко и далеко. Мы прекрасно понимаем все сложности, которые нас ожидали и ожидают в связи с этой постановкой, однако готовы их преодолевать. Более того, мы считаем, что появление такой постановки в «Глобусе» просто необходимо. Судить можно по мюзиклу «НЭП», который мы поставили несколько лет назад. Для нашего молодежного театра форма подачи спектакля имеет огромное значение: иначе нашу главную аудиторию — молодежь — не привлечь. К примеру, сама по себе «Педагогическая поэма» Макаренко не может на сегодняшний день вызывать у публики живой интерес, но облаченная в форму мюзикла она оказывается сверхвостребованной. Именно об этом свидетельствуют полные залы в течение трех последних сезонов. С «Вестсайдской историей» все в некотором смысле еще проще, поскольку это современная интерпретация «Ромео и Джульетты». Думаю, вечная и знакомая всем история, перенесенная в современную реальность, вызовет еще больший интерес.
— «Вестсайдской истории» предшествовал долгий подготовительный период, в том числе и ряд кастингов. Удалось ли найти исполнителей?
— С кастингом все было непросто. В Европе, Америке и даже Москве актерский рынок гораздо шире, нежели у нас, в Новосибирске. Мы ограничены и составом труппы, и возможностями театра. Плюс надо понимать, что на сегодняшний день Новосибирск не является центром вселенной по наличию творческих людей, способных работать в сложнейшем синтетическом жанре мюзикла. Да и отток молодежи, достойной участвовать в проектах такого масштаба, в Москву и Петербург не стоит сбрасывать со счетов. В общем, у нас был не очень большой выбор: актеров того уровня подготовки, который был нам нужен, прямо скажем, не хватало. Но мы нашли выход из положения.
— Кто займется постановкой мюзикла?
— Общее руководство осуществляет Алексей Людмилин. Ставить спектакль будут американские специалисты, имеющие большой опыт постановок «Вестсайдской истории» в США: дирижер Кейт Кларк, режиссер Грег Ганакас. Это не требование лицензионного агентства. Это исключительно наше желание. И опять-таки было непросто: сами понимаете, никто из американских постановщиков не живет с мечтой поставить спектакль в Сибири. Впрочем, для нас важны не трудности — важен результат.
— Вопрос, ставший в последние годы для «Глобуса» вполне традиционным: в театре по-прежнему вакантно место художественного руководителя?
— На мой взгляд, сегодня невозможно и неправильно одному режиссеру за один год выпускать по восемь-девять спектаклей. Представляете, каково будет зрителю, вынужденному все это смотреть? Я категорический сторонник наличия в театре главрежа, но до сих пор мне не встретилась личность, способная принять этот театр и сохранить его. Это не значит, что я сижу здесь и диктую художественную политику. Махнула налево — «Вестсайдская история». Махнула направо — «Священное пламя». Уже несколько лет я сознательно самостоятельно не принимаю решений касательно новых постановок, тем самым оставляя больше возможностей для нашего режиссера Алексея Крикливого.