Гадкий утенок
7
мая вторник
11:00, 14:00
12
мая воскресенье
11:00
Путем взаимной переписки
10
мая пятница
18:00
10 мая 18:00 · пятница
Путем взаимной переписки
16+
Малая сцена Владимир Войнович
16+
Cabaret
11
мая суббота
18:00
12
мая воскресенье
15:00
11 мая 18:00 · суббота
12 мая 15:00 · воскресенье
Cabaret
18+
Большая сцена мюзикл Джо Мастерофф, Джон Кандер, Фред Эбб
18+
Ревизор
14
мая вторник
18:30
14 мая 18:30 · вторник
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
14
мая вторник
14:00, 18:30
14 мая 14:00, 18:30 · вторник
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Всем кого касается
15
мая среда
18:30
16
мая четверг
14:00
Каштанка
15
мая среда
18:30
15 мая 18:30 · среда
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Игроки
16
мая четверг
18:30
16 мая 18:30 · четверг
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Собаки
17
мая пятница
14:00, 18:30
17 мая 14:00, 18:30 · пятница
Собаки
12+
Большая сцена по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг»
12+
Горе от ума
17
мая пятница
18:30
Премьера
Премьера
17 мая 18:30 · пятница
Горе от ума
16+
Малая сцена Александр Грибоедов
16+
Счастливый неудачник
18
мая суббота
14:00, 18:00
18 мая 14:00, 18:00 · суббота
Счастливый неудачник
12+
Большая сцена полувероятная история Вадим Шефнер
12+
Генерал и его семья
18
мая суббота
18:00
18 мая 18:00 · суббота
Генерал и его семья
18+
Малая сцена Тимур Кибиров
18+
Отрочество
19
мая воскресенье
14:00, 18:00
19 мая 14:00, 18:00 · воскресенье
Отрочество
12+
Большая сцена по мотивам повести Льва Толстого Ярослава Пулинович
12+

Новосибирск: юбилеи академических театров

1 Сентября 2010
Ирина Ульянина, «Страстной бульвар, 10», № 9-129

В апреле сразу два новосибирских академических театра — молодежный «Глобус» и «Красный факел» отметили юбилеи. Событие привлекло к себе большое внимание, поскольку празднования не ограничились стандартными торжественными вечерами с вручением грамот и прочими чествованиями, программы были много шире и разнообразней. Кроме того, эти два лидирующих в городе драматических театра (сами их здания считаются символами Новосибирска и его гордостью наряду с Оперным театром) на протяжении нескольких десятилетий вели негласное, но очевидное творческое состязание. Вот и юбилеи, состоявшиеся с разницей в одну неделю, дали повод для сравнений ревнивым поклонникам, кочевавшим из одного театра в другой.

Датой основания новосибирского ТЮЗа, в 1993 году переименованного в «Глобус», считается 4 апреля 1930 года, когда был дан первый спектакль «Тимошкин рудник» по пьесе Леонида Макарьева, чьи сочинения прежде наполняли репертуар ленинградского ТЮЗа. Празднование80-летия ГАМТ «Глобус» длилось целую неделю, а стартовало 1 апреля с открытия выставки «80. Продолжение следует» в Краеведческом музее, подготовленной совместно театром и музеем НО СТД РФ. За основополагающую методу была выбрана систематизация материалов по вехам, определенным художественной политикой главных режиссеров и худруков, которых тоже сменился не один десяток: Б.Цейтнерович, В.Кузьмин, Л.Белов, Г. Гоберник и многие другие. Для молодого поколения ярчайшими экспонатами представлялись исторические костюмы и витрина с призами российских и международных фестивалей, еще они радостно узнавали на старых снимках сцен из спектаклей юных звезд — кинорежиссера Андрея Звягинцева, актеров Сергея Петрова, Алексея Маклакова, Людмилу Одиянкову, Андрея Невраева, Алексея Самолетова. А у тех, кто работал в ТЮЗе, осталось огорчение, в частности, из-за того, что не упомянули Дмитрия Масленникова, чьи спектакли собирали аншлаги, и Вадима Цхакая, местных сценографов Владимира Фатеева и Владимира Авдеева. В общем, пространства одной выставки явно недостаточно, чтобы вместить все фигуры, более яркие, чем исторические костюмы. Но и упрекнуть в формальном отношении к своим героям театр нельзя. Завлит «Глобуса» Инна Кремер — автор сценария юбилейного вечера — разыскала зрительницу первого спектакля — 87-летнюю Веру Васильевну Клепикову, сохранившую билет и программку «Тимошкиного рудника». А настоящей героиней всей юбилейной недели явилась несравненная травести — заслуженная артистка РФ, 95-летняя Зоя Булгакова, игравшая в первом спектакле и во многих следующих. Дуэтом с народной артисткой РФ Анастасией Гаршиной они вспоминали, как были Каем и Гердой в «Снежной королеве», и финал сказки с неослабевающим волнением смотрели из-за кулис гримеры и бутафоры.

«Театр для всех поколений» — так определил новую концепцию «Глобуса» главреж Алексей Крикливый на предварявшей юбилейную неделю пресс-конференции. Она нашла графическое подтверждение в афишах, где соединились изображения всех поколений актеров труппы, «выглаженные» компьютером, как иллюстрации глянцевых журналов. К счастью, афиша юбилейной недели, предлагавшая лучшие спектакли последних лет, подобной «лакировке» не подверглась, в ней было все: боль и радость, искус, тернии и муки обретений, которым подвергается человеческая душа. Показы открыли «Игроки» Н.Гоголя в постановке бывшего главрежа А.Галибина, а увенчала «Старосветская любовь» Н.Коляды по мотивам Гоголя в постановке А.Крикливого. В афишу вошли «Циники» А.Мариенгофа и «Русское варенье» Л.Улицкой в постановке А.Песегова и мюзиклы — «Вестсайдская история» Л.Бернстайна и «Том Сойер» В.Семенова — самая свежая, мартовская премьера, осуществленная к 175-летию Марка Твена молодым режиссером Анной Зиновьевой и имевшая большой зрительский успех.

Конечно, ретроспективные и премьерные показы, несмотря на тщательный отбор, в ходе юбилейной недели дали далеко не полное впечатление о «Глобусе», чей диапазон гораздо шире, чем освоение классики и новой драмы. Но известно, что «невозможно объять необъятное», важно, что театр сделал шаги навстречу зрителям в целом ряде интерактивных акций: были проведены поэтический конкурс «Пообещайте мне любовь» и конкурс театрального плаката. Также состоялся арт-марафон в фойе, когда зрители проверяли свои способности в искусстве флористики, составляя букеты, и выступали дизайнерами, изготавливая подарки любимым артистам, а после фотографировались с ними и высказывались в микрофон о своих впечатлениях и чувствах. Естественно, состоялось много выступлений для ветеранов войны и сцены.

Итоговый вечер напоминал пионерский монтаж. В композиции, воспроизводившей в хроникальном порядке события «давно минувших лет», действительно участвовали все поколения — поющие и танцующие дети и как бы их «предки» — опытные актеры. Сценографическая конструкция напоминала двухэтажный дом, в арке которого расположился оркестр под управлением маэстро Алексея Людмилина. Он, безусловно, украсил действо, живая музыка усилила романтическую окраску, обаяние искреннего энтузиазма. И все-таки двухчасовой вечер показался длинным из-за монотонности поздравительных чиновничьих речей, по тональности не совпадавших с музыкой. Потому что невозможно совместить несовместимое: искусство и чествования с соблюдением протокольных церемоний.

Руководство академического «Красного факела», задолго обдумывая празднование 90-летия, наверное, тоже стремилось совместить эти несовместимые составляющие: «никого не забыть и ничего не упустить». Но еще в начале сезона директор Александр Кулябин решил, что праздник уложится в один день — 15 апреля, точную дату возникновения театра, родившегося в Одессе спектаклем «Оп-ля, мы живем!». Потому что долго праздновать — это еще хуже, чем долго прощаться, лишние слезы, уход от реальных задач. Весь сезон параллельно с выпуском премьер театр трудился над осуществлением компактных и очень трудоемких задач по осуществлению празднования 90-летия.Однако все свершилось, как и планировалось: праздник начался еще до полудня с премьерного показа на экране Большого зала документального фильма «Мой театр» автора и режиссера Ольги Морозовой. Она вместе с оператором Сергеем Ждановым для создания фильма записала около 30 сюжетов, интервью с воспоминаниями ветеранов сцены и откровениями молодых актеров, фрагменты спектаклей и репетиций, а также воспользовалась хроникальным архивом Западно-Сибирской киностудии. Далее последовала презентация книги «90 лет — 90 спектаклей» — труд театроведов Татьяны Антоновой и Татьяны Шипиловой, определивших и описавших лучшие спектакли каждого из 90 сезонов «Красного факела». Реплики к этой книге невольно раздали преданные зрители, которые принесли в театр вырезки с рецензиями из газет, старые программки и мутные, но очень милые фото из своих личных архивов.

В эпоху конца 40-х — начала 50-х годов, когда не было телевизоров, зрители — заводские слесари, токари, наладчики с промышленного Левого берега — в свой единственный выходной добирались пешком через мост в театр, чтобы увидеть премьерные или много раз сыгранные спектакли. Имя Веры Редлих — худрука театра — было для них менее известно, чем имена исполнителей ролей, но установка, девиз театра, рожденный после гражданской войны, и сегодня сохраняется: «Красота, правда и радость!»

Юбилейный вечер назывался «Девяносто лет — как вам это понравится». И вот ЭТО понравилось всем. Во-первых, губернатор (глава правительства Новосибирской области) Виктор Толоконский, с утра вручая грамоты, многим шепнул комплименты на ушко, воодушевил труппу. Во-вторых, торжественный вечер никого из актеров не утомил. От них требовалось всего-навсего занять свои места в специально выстроенном на сцене амфитеатре и принимать поздравления, рождающие красоту, правду и радость. Оказывается, формула верна на все времена.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272