Юлия Щеткова, «Новая Сибирь»
Отмечая юбилей, театр «Глобус» не
забыл отдать дань режиссерскому театру и
первопроходцам
День рождения, как известно, — отличный повод вспомнить прошлое, заглянуть в историю. Неделю юбилейных торжеств, посвященных 80-летию со дня основания, новосибирский молодежный театр «Глобус» открыл презентацией экспозиции «80. Продолжение следует». В двух выставочных залах Новосибирского краеведческого музея разместились программки, плакаты, фотографии, костюмы, элементы декораций, реквизит и многочисленные награды — кубки, маски, тарелки, дипломы. Та драгоценная «пыль веков», из которой когда-то зародилось и благодаря которой каждый вечер продолжает рождаться настоящее театральное чудо.
История новосибирского «Глобуса» началась в прошлом веке. На первом слете пионеров Западной Сибири, проходившем в августе 1929 г. в Новосибирске, было написано обращение к Ленинградскому ТЮЗу с просьбой помочь с организацией в столице Сибири театра для детей. Лентюзовцы, преданные идее создания детских театров по всей советской стране, тотчас направили в Новосибирск своих добровольцев. В 1930 г. в наш город приехали девять ленинградцев, ставших основателями Новосибирского театра юного зрителя: актер и будущий директор театра Н. Мокшанов, актер и будущий художественный руководитель Н. Михайлов, актриса-травести Е. Агаронова, актеры В. Стратилатов, С. Зуховицкий, А. Розеноер, Н. Никитина, Е. Стратилатова, А. Васильев. И собака Искра, успешно дебютировавшая вместе со всеми в первом спектакле «Тимошкин рудник».
По замыслу основателя тюзовского движения Александра Брянцева, в основу всякого ТЮЗа как «театра особого назначения» должны были лечь важнейшие художественно-педагогические принципы. Согласно одному из них, ТЮЗ раз и навсегда должен был «отказаться от так называемых детских пьес и обосновать свой репертуар не на „маргариновой“, а на подлинной литературе, отобрав из ее сокровищниц то, что доступно театральному восприятию». Первые спектакли раскрывали на сцене мир героя-подростка, вступающего в борьбу со злом. Таким образом, артисты могли направлять свойственную детскому возрасту романтическую мечтательность к сценическому идеалу, что являлось мощным фактором формирования духовного облика подрастающего поколения. С такой социалистическо-педагогической направленностью театр и начал покорять сердца юных новосибирских зрителей.
Годы становления бывшего ТЮЗа немногим отличаются от первых шагов других новосибирских театров, появившихся в то нелегкое время, когда город представлял собой гигантскую строительную площадку. Были бюрократические проволочки и бесконечное доказывание целесообразности организации театра. Отсутствовали квартиры, театральные помещения, материальная база. Артисты репетировали, а параллельно пилили, строгали, красили и заколачивали гвозди. В кратчайшие сроки готовили премьерные спектакли и искали подходящее для театра помещение. Сначала тюзяне базировались в здании кинотеатра «Победа», затем на площадке Дома Ленина и только много лет спустя поселились в новом, построенном специально для прославленного коллектива здании, похожем на легкую, бегущую по волнам бригантину, как писали тогдашние журналисты.
Вместе с другими «театрами особого назначения» Новосибирский ТЮЗ прошел все вехи тюзовского движения XX века. В 30-е годы он был верным учеником своего старшего наставника Ленинградского ТЮЗа: от копирования названий в афише до романтизации подросткового мира. В годы войны и послевоенное десятилетие репертуар повзрослел, театр рассказывал о подвигах, воспитывал патриотизм и ставил перед зрителями непростой вопрос — что же такое счастье и как важно не спутать его с мишурой, мешающей дышать полной грудью?
В 1960-е на сцену пришел новый герой — подросток того времени со своими нравственными задачами, которые тюзянам и надо было помогать решать. Старейший театровед Новосибирска Лолий Баландин писал о работе театра в те годы так: «Ни в одном театре в ту пору не было такого жесткого ритма работы. В день параллельно шло по три-четыре репетиции. Выезд в село, в отдаленный клуб при условии возвращения домой в час, два ночи формально, конечно, давал актеру право не приходить на дневную репетицию. Но тюзяне без вызова, невыспавшиеся бежали поутру на репетицию. Потому что интересно, потому что жаль пропустить день творчества — поисков, счастливых минут горения».
В 1970-е гг. к героике и романтике, проповедуемой Новосибирским ТЮЗом, прибавилась публицистичность. Театр выполняет функции нравственного компаса, рассказывает о сегодняшнем дне, окружающем мире, личностных и межличностных отношениях и, конечно же, выводит нового героя своего времени — ершистого подростка, протестующего против стандартизации, жизненной спячки и осознающего себя личностью. Тюзяне впервые показывают на сцене жизнь городского двора, мальчишескую компанию, подворотню.
В 1980-е, годы перестройки, свободы слова и радикальных общественных перемен, радикально меняется и направленность Новосибирского ТЮЗа. Начинаются активные поиски новых художественных идей, лежащих прежде всего в русле музыкальной культуры. В 1990-е гг. делается откровенная ставка на столичную режиссуру, благодаря чему уже не ТЮЗ, а «Глобус» становится «непровинциальным театром в провинции»: все столичные театральные тенденции и находки тут же воплощаются на его сцене. С этой амбициозной установкой театр и входит в новый век.
Художественная политика «Глобуса» за 80 лет неоднократно претерпевала изменения. Мейерхольдовец Павел Цетнерович показывал «восторг существования» при самом серьезном подходе. Владимир Кузьмин делал ставку на героику прошлого и современности. «Показывать одни только факты — задача кинохроники. Перед нами иная цель — показать причины, породившие взлет человеческого духа, показать современные характеры в их стремительном развитии», — говорил режиссер. Может, потому спектакли Кузьмина отличались яркой зрелищностью, необходимой юношескому театру, и праздничной, эмоциональной формой.
Затем в ТЮЗ пришел воспитанник А.Брянцева, выпускник ЛГИТМиКа — Лев Белов, отвечавший за обязанности главного режиссера «Глобуса» с 1971 по 1987 гг. и переживший на этом посту все социально-политические катаклизмы времени. Сначала молодой режиссер оставался верен сложившейся направленности театра, то есть героике и романтике, затем сделал ударение на публицистичность, которая со временем трансформировалась из радостного, открытого утверждения веры в высокие истины в трагическое. Благодаря Белову классика на сцене театра превратилась не столько в дань истории, сколько в очередной и необходимый повод заговорить о сегодняшнем дне, его тревогах и проблемах. «Быть человеком в наши дни — значит, отстоять свой идеал, не предать самого себя, сохранить веру в свое дело и предназначение. Взойти на костер во имя веры — вот высочайшее предназначение человека», — так звучало программное заявление Льва Белова.
В постперестроечный период к художественному руководству театра пришел Григорий Гоберник. Он открыл новое для театра «Глобус», музыкально-пластическое направление. Философской доминантой театра выступила красота, смысл растворялся уже не в слове, а в средствах выражения. Сильными сторонами театра стали пластика, музыка и динамизм. Произошло смешение стилей и языков, начался наплыв новых форм, что не помешало театру найти равновесие между естественным тяготением к острому эксперименту и спокойными вкусами традиционно ориентированного зрителя.
В конце 1990-х и начале нулевых «Глобус», как и многие другие театры России, предпочел быть максимально открытым, работая в разной стилистике для разной публики. «Глобус» стал в некотором смысле космополитом, вобрав в себя и продолжая вбирать все, нередко кардинально противоположные театральные веяния времени. В эти годы к работе приглашались известные российские режиссеры: Вениамин Фельштинский, Александр Галибин, Дмитрий Черняков, Роман Козак, Нина Чусова, Марина Брусникина, Елена Невежина, Александр Кузин, Игорь Лысов. С их легкой руки на сцене театра «Глобус» появились необыкновенные, яркие, тонкие, а порой и филигранные работы, успех которых подтвердили зрители и жюри самых престижных российских и международных фестивалей.
Все это и многое другое можно было узнать из ретроспективной выставки «80. Продолжение следует». Ту информацию, которую оказалось невозможным почерпнуть из экспонируемых первоисточников, присутствующие имели возможность получить у тюзовских легенд. На открытие выставки пришли старожилы новосибирского тюзовского движения — заслуженная артистка Зоя Булгакова, народная артистка Анастасия Гаршина и народный артист Григорий Шустер.