Ревизор
14
мая вторник
18:30
14 мая 18:30 · вторник
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
14
мая вторник
14:00, 18:30
14 мая 14:00, 18:30 · вторник
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Всем кого касается
15
мая среда
18:30
16
мая четверг
14:00
Каштанка
15
мая среда
18:30
15 мая 18:30 · среда
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Игроки
16
мая четверг
18:30
16 мая 18:30 · четверг
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Собаки
17
мая пятница
14:00, 18:30
17 мая 14:00, 18:30 · пятница
Собаки
12+
Большая сцена по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг»
12+
Горе от ума
17
мая пятница
18:30
Премьера
Премьера
17 мая 18:30 · пятница
Горе от ума
16+
Малая сцена Александр Грибоедов
16+
Счастливый неудачник
18
мая суббота
14:00, 18:00
18 мая 14:00, 18:00 · суббота
Счастливый неудачник
12+
Большая сцена полувероятная история Вадим Шефнер
12+
Генерал и его семья
18
мая суббота
18:00
18 мая 18:00 · суббота
Генерал и его семья
18+
Малая сцена Тимур Кибиров
18+
Отрочество
19
мая воскресенье
14:00, 18:00
19 мая 14:00, 18:00 · воскресенье
Отрочество
12+
Большая сцена по мотивам повести Льва Толстого Ярослава Пулинович
12+
Лес
20
мая понедельник
18:30
20 мая 18:30 · понедельник
Лес
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Звездный час по местному времени
21
мая вторник
18:30
Золушка
22
мая среда
18:30
22 мая 18:30 · среда
Золушка
6+
Большая сцена Оксана Штанина
6+
Мальчики
22
мая среда
14:00, 18:30
22 мая 14:00, 18:30 · среда
Мальчики
12+
Малая сцена Владислав Крапивин
12+
Отель двух миров
23
мая четверг
18:30
23 мая 18:30 · четверг
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Поллианна
24
мая пятница
16:00
24 мая 16:00 · пятница
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
24
мая пятница
18:30
25
мая суббота
18:00
24 мая 18:30 · пятница
25 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Робин Гуд
25
мая суббота
18:00
26
мая воскресенье
15:00
25 мая 18:00 · суббота
26 мая 15:00 · воскресенье
Робин Гуд
12+
Большая сцена мюзикл Евгений Загот, Ольга Никифорова, Константин Арсенев
12+
Вишневые мартинсы
26
мая воскресенье
18:00
Сказка о рыбаке и рыбке
6
июня четверг
11:00, 16:00
Премьера
Премьера
6 июня 11:00, 16:00 · четверг
Сказка о рыбаке и рыбке
6+
Малая сцена Александр Пушкин
6+

Кукольный театр «Карло Колла и сыновья» вышел из дворца

24 Сентября 2011
Светлана Сучкова, «Туризм и отдых в Новосибирской области»

Такого на сцене театра «Глобус» еще не было: итальянские куклы блестяще сыграли оперный спектакль «Трубадур» Д.Верди. Впервые в Новосибирске прошли гастроли Миланского театра марионеток «Карло Колла и сыновья». Зрители смогли увидеть не только кукольное представление. «Глобус» раскрыл двери в настоящий итальянский дом: с карнавалом масок и венецианскими песнями.

Кровавая драма прошла на-ура!

Необычно в этом спектакле было все — начиная от кукольного занавеса: поднимаясь после очередной картины, он открывал зрителю чудесные перспективы. Красивые итальянские ландшафты, мрачные замки, цыганский табор, уходящий за горизонт, военный лагерь. Первые же куклы, появившиеся на сцене, в основном это были статисты, заставили вздрогнуть: уж очень смахивали на людей. Правда, приглядевшись, можно было испугаться: лица у марионеток страшноватые. Но вот они заиграли, нелепо взмахивая руками и ногами, и все же время от времени возникало ощущение, что они — живые. Любят, страдают, молятся, сгорают от ненависти...

Издалека казалось, что куклы ростом с человека. А когда главные герои после спектакля вышли на поклон, а зрители могли подойти к самой сцене, чтобы рассмотреть артистов, оказалось, что они не выше 80 сантиметров. Благодаря искусно созданной на сцене перспективе у зрителей создается вот такая иллюзия.

В спектакле «Трубадур» было задействовано около 200 кукол! А управляла ими актерская труппа в двенадцать человек! Марионетки успешно справились с ролями: любовь и смерть в финале встретились, главные герои мертвы, новосибирская публика рукоплещет.

Гастрольная точка — Новосибирск

По словам директора театра Татьяны Людмилиной, гастроли этого всемирно известного коллектива проводятся при поддержке Министерства культуры России и Министерства культуры Новосибирской области. Организатором же выступил театр «Глобус». Это очень серьезный, дорогостоящий проект. В рамках Года России в Италии и Года Италии в России организаторы нашли возможность представить новосибирским зрителям столь интересный жанр искусства, как классический театр марионеток.

Как говорит художественный руководитель театра, продолжатель семейной династии кукольников Эудженио Монти Колла, разъезжая по разным странам, театр пытается донести до зрителей ауру и дух Милана, показать одну из самых древних традиций итальянского театра. В том, что дорога в конце концов привела итальянцев в Новосибирск, немалая заслуга Театра Галины Вишневской, с которым труппа «Карло Колла и сыновья» дружит уже много лет.

Благодаря Наполеону

Возможно, потомки семьи негоциантов Колла, имевшей в XVIII веке свой дворец в Милане, считают Наполеона злым духом, приведшим к закату почтенный семейный бизнес. Но зрители всего мира должны быть благодарны французскому императору...

А дело было так.

 Семья Колла, — рассказал на пресс-конференции в театре «Глобус» г-н Эудженио Монти Колла, — занималась поставками для австрийской армии, под властью которой находилась тогда Италия. А когда страну оккупировали наполеоновские войска, стала поставлять товар для французской армии. И когда австрийцы вернулись к власти, начались репрессии — семья была изгнана из Милана. Единственное, что удалось спасти купцам Колла из своего имущества, был домашний кукольный театр.

Марионетки-то и спасли семью. Не имея других средств к существованию, вынужденные скрываться в области Пьемонт — единственной на тот момент территорией Италии, свободной от австрийского владычества, предприимчивые негоцианты пускают в ход своих кукол. В селах и городках они разыгрывают представления, чем и кормятся. Интересно, что театр марионеток в то время был чем-то вроде телевидения или живой газеты — куклы «рассказывали» последние новости, которые происходили в стране.

Так случайный заработок неожиданно вырос в профессию. Труппа названа по имени прадедушки Эудженио и вот уже на протяжении 150 лет название театра не меняется.

Ла Скала отдыхает

Труппа ездила по всей Италии, пока не осела в Милане, где в начале ХХ столетия и был построен настоящий театр. Кроме театра Карло Колла в Милане, как уточняет г-н Колла, был еще только один театр — Ла Скала. Наверное, тогда и родилась эта неувядающая идея: ставить в театре марионеток оперные спектакли.

 Наш театр всегда завораживал иностранцев, — рассказывает Эудженио, — многие оперы в Европе впервые ставились в театре Ла Скала. А уже через неделю та же опера шла на кукольной сцене. Зрителям было любопытно: как кукольный театр сможет играть то, что играли настоящие актеры. А зрителями в разное время здесь были Игорь Стравинский, Лукино Висконти и многие другие знаменитости.

Сегодня эта традиция продолжается. Почему к новосибирцам приехал именно «Трубадур»? В этом спектакле звучит голос божественной Марии Калласс, Джузеппе ди Стефано и других уже ушедших актеров. Марионетки позволяют прикоснуться к чуду. Такое просто невозможно сделать на большой сцене.

И каждый из них — папа Карло

Счастливая печать судьбы папы Карло, создавшего своего бессмертного Пиноккио (или, по-нашему, Буратино), лежит на каждом из членов труппы «Карло Колла и сыновья». Здесь работают не просто актеры или кукольные мастера. Да они и не работают вовсе — они здесь живут. Так было у самого Эудженио, который вместе с кузеном Карло и своим нынешним партнером по театру выросли «на сцене».

Так же произошло и у Пьеро Корбелла, менеджера и актера театра:

 Господин Эудженио преподавал у нас в школе, а по воскресеньям мы ездили к нему в театр и познавали мир странных существ. Первым зданием у меня было поправить булавки на платье кукол. Потом — одевать марионеток. А в двенадцать лет мне доверили водить первую куклу. Я до сих пор помню этот день! Я поддался очарованию марионеток. Когда я дергаю за ниточку, чувствую себя музыкантом, в руках которого чудесный инструмент, только он живой...

Здесь все делают своими руками. Приняв на себя руководство театром, нынешний Колла решил восстановить в театре мастерские, которые существовали в 19 веке.

 Я считаю очень важным, чтобы все наши кукольники и технически готовили спектакль. Поэтому мы сами делаем кукол — изготавливаем болванки, делаем декорации, разрисовываем костюмы, плетем парики, которые делаются из натуральных волос, мастерим всю обувь, все драгоценности. Я пробовал приглашать чужих сценографов, художниками по костюмам, но они часто не представляют себе, как работает на сцене кукла, выбирали не те ткани и делали не те размеры, ограничивали марионеток в движении.

Актер и марионетка начинают сосуществовать вместе еще задолго до появления спектакля. У каждой из кукол свое лицо и свой характер. Для одного спектакля делается сразу несколько «дублей» героев в разных костюмах — у марионеток нет возможности «переодеваться» во время спектакля, как у обычных актеров.

Бывает, что одному и тому же герою, «переодетому для разных актов спектакля, не идет тот или иной цвет волос.

Марионетка гениальнее живого актера?

По утверждению итальянских кукольников, марионетки могут показать на сцене все что угодно — любые чувства и ощущения. Они могут сыграть любую историю.

 Марионетка — это только метафора. Марионетки могут передать на сцене то, что живому актеру, возможно, неподвластно, находится за пределами его возможностей, — говорит король марионеток Эудженио. — Поэтому мы считаем, что куклы не должны повторять, копировать человеческие движения. И мы специально делаем так, чтобы жесты марионеток были несколько механическими — это только намек, остальное додумает зритель.

Вообще, в театре марионеток не должно быть каких-то объяснений — каждый зритель может понять, что происходит на сцене. Новосибирские зрители убедились сами: не только понятно без перевода. Трогает до слез. Восхищает. Вызывает бурю эмоций.

Выступление театра «Карло Колла и сыновья» в Новосибирске, конечно, уникальное явление. В Милане театр работает три-четыре месяца в году, остальное время — гастроли по миру.

Единственный вариант для тех, кто не попал на спектакли в Новосибирске — столкнуться с этим удивительным театром либо в Италии, куда довольно часто ездят новосибирские туристы, либо где-нибудь в другой точке земного шара.

Возможно, в ближайшем будущем на основе театра в Милане появится одноименный музей — уж очень много накопилось экспонатов: около 3000 марионеток, около 8 тысяч костюмов, масса уникальных рукописных документов семьи Колла, начиная с 1835 года.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272