Ревизор
14
мая вторник
18:30
14 мая 18:30 · вторник
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
14
мая вторник
14:00, 18:30
14 мая 14:00, 18:30 · вторник
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Всем кого касается
15
мая среда
18:30
16
мая четверг
14:00
Каштанка
15
мая среда
18:30
15 мая 18:30 · среда
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Игроки
16
мая четверг
18:30
16 мая 18:30 · четверг
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Собаки
17
мая пятница
14:00, 18:30
17 мая 14:00, 18:30 · пятница
Собаки
12+
Большая сцена по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг»
12+
Горе от ума
17
мая пятница
18:30
Премьера
Премьера
17 мая 18:30 · пятница
Горе от ума
16+
Малая сцена Александр Грибоедов
16+
Счастливый неудачник
18
мая суббота
14:00, 18:00
18 мая 14:00, 18:00 · суббота
Счастливый неудачник
12+
Большая сцена полувероятная история Вадим Шефнер
12+
Генерал и его семья
18
мая суббота
18:00
18 мая 18:00 · суббота
Генерал и его семья
18+
Малая сцена Тимур Кибиров
18+
Отрочество
19
мая воскресенье
14:00, 18:00
19 мая 14:00, 18:00 · воскресенье
Отрочество
12+
Большая сцена по мотивам повести Льва Толстого Ярослава Пулинович
12+
Лес
20
мая понедельник
18:30
20 мая 18:30 · понедельник
Лес
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Звездный час по местному времени
21
мая вторник
18:30
Золушка
22
мая среда
18:30
22 мая 18:30 · среда
Золушка
6+
Большая сцена Оксана Штанина
6+
Мальчики
22
мая среда
14:00, 18:30
22 мая 14:00, 18:30 · среда
Мальчики
12+
Малая сцена Владислав Крапивин
12+
Отель двух миров
23
мая четверг
18:30
23 мая 18:30 · четверг
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Поллианна
24
мая пятница
16:00
24 мая 16:00 · пятница
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
24
мая пятница
18:30
25
мая суббота
18:00
24 мая 18:30 · пятница
25 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Робин Гуд
25
мая суббота
18:00
26
мая воскресенье
15:00
25 мая 18:00 · суббота
26 мая 15:00 · воскресенье
Робин Гуд
12+
Большая сцена мюзикл Евгений Загот, Ольга Никифорова, Константин Арсенев
12+
Вишневые мартинсы
26
мая воскресенье
18:00
Сказка о рыбаке и рыбке
6
июня четверг
11:00, 16:00
Премьера
Премьера
6 июня 11:00, 16:00 · четверг
Сказка о рыбаке и рыбке
6+
Малая сцена Александр Пушкин
6+

Красноярские «Темные аллеи» Бунина: эта мерзость, эта пошлость, эта боль

3 Июня 2011
Александра Зайцева, «Аkadem.info»

2 июня на сцене новосибирского «Глобуса» открылись летние масштабные гастроли Красноярского драматического театра имени Пушкина. При аншлаге был дан первый спектакль — двухчасовые «Темные аллеи» по одноименному сборнику новелл Ивана Бунина. Пьеса, создание которой можно сравнить с работой демиурга, оставила тошнотворное ощущение пошлости и мерзости отношений мужчины и женщины — такого отвращения не испытаешь, даже разглядывая порно в Интернете. Такую боль дают только по-настоящему талантливые вещи — обнажающе точный язык Бунина и режиссерское мастерство Олега Рыбкина.

Премьера «Темных аллей» в Красноярске была полтора года назад — осенью 2009-го. Этот спектакль уже известен красноярской публике, оценен критиками и, наверное, поэтому был включен в гастрольную программу театра в Новосибирске.

В двух действиях спектакля сценарист Ольга Никифорова умудрилась вместить около десяти самых трагичных рассказов бунинского цикла — «Темные аллеи», «Мадрид», «Второй кофейник», «Пароход «Саратов», «Месть», «Генрих» и др. На одной сцене, которая с помощью декораций превращена в кусок парохода в разрезе, происходит одновременно десять трагедий вселенского масштаба — старые холостяки рассказывают о том, как бросали своих хорошеньких и наивных содержанок, влюбленный поручик стреляет в собиравшуюся уходить от него женщину, прожженный ловелас-поэт в нервозе ждет телеграммы от журналистки, в которую влюбился по-настоящему — а она уже убита... Нитки сюжетов тянутся, пересекаются, но не рвутся — и зритель наблюдает из зала за этой странной игрой трех демиургов — Ивана Бунина, Ольги Никифоровой и Олега Рыбкина.

Маленькая модель нашей проклятой жизни: все мы плывем на одном корабле, все мы разделены на мужчин и женщин, и все мы ищем избавления от одиночества, и каждый делает это в меру своей испорченности, хотя, впрочем, смерть все равно приходит, когда ты один. Юнец-студент лапает за грудь восторженную девчонку, которая говорит в это время о звездах, а сумасшедший художник, корчась от невыносимой душевной боли, пытается изобразить в прекрасном лике Мадонны лицо своей любимой жены, умершей родами.

Но в итоге всех ждет одно — забвение, смерть, одиночество, пустота, бесчувствие. И обманутый муж и счастливый любовник — оба седенькие и, в сущности, уже никчемные старики, — мило беседуют друг с другом, вспоминая умершую ту, ради которой готовы были свернуть горы. Вспоминая без боли, без слез, без сожаления. Равнодушно.

Равнодушие, мерзость и пошлость — вот удел отношений между мужчиной и женщиной. Любви, настоящей любви, в жизни так мало, а в основном — тошнотворное слияние похотливых тел и бессмысленное соединение чужих друг другу душ. А настоящая любовь, конечно же, бывает, но ее непременно ждет либо трагическая гибель, либо старческое угасание.

Бунинская пронзительность в исследовании природы отношений становится еще более острой, концентрированной в спектакле Рыбкина «Темные аллеи». После первого действия невыносимо мутит, под языком тянет противной кислотой, хочется бежать к водопроводному крану и долго пить, смывая отвратительный вкус пошлых сцен. Нет, это не порнографическая пошлость, это пошлость ежедневных отношений самых обычных, даже благопристойных мужчин и женщин. Эта пошлость тем страшнее, чем отчетливее понимаешь, что она составляет вопрос ежедневного бытия практически всего человечества. За исключением таких сумасшедших, как художник, что тронулся от горя после смерти жены.

Второе действие немного спасает от тошноты: здесь поэт Глебов (Я.Алленов) кричит, надрываясь: «Я так люблю ее, что Бог мне простит мои грехи за такую любовь». Через десять секунд из глаз твоих, зритель, брызнут слезы: его священная любовь убита и, значит, прощения не будет. И очищения тоже.

Ивана Алексеевича мы могли не слишком внимательно слушать, читая. Мы могли пропустить самые неприятные сцены, лишь пробежав по ним глазами, но Рыбкин заставляет нас смотреть на это, слышать.

Может быть, и мы тогда полюбим по-настоящему. Может быть, и нас тогда простят.

Рыбкину в Новосибирске аплодировали стоя. Бывший главный режиссер «Красного факела», ученик легендарного Петра Фоменко вернулся в наш город с тихим, но очевидным триумфом. Почти все из привезенных Красноярским драматическим театром спектаклей созданы под его началом, а это десяток постановок — «Ночь ошибок» О. Голдсмита, «Самый легкий способ бросить курить» М. Дурненкова, «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу, «Примадонны» К. Людвига, «Приключения кота Леопольда» А. Хайта, «Старший сын» А. Вампилова, «Полковник Птица» Х. Бойчева, «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева, «Места и воспоминания» М. Бэцуяку.

Красноярский театр прибыл в Новосибирск почти полным составом актерской труппы (около 50 человек), сотней человек персонала и пятью фурами реквизита. У вас есть еще шанс попасть на некоторые спектакли Красноярска — «Старший сын», «Примадонна», — но на большинство постановок билеты уже раскуплены.

Надеюсь, в Красноярске наш «Глобус» встречают не менее горячо.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272