Ирина Ковыляева, «Дорогое удовольствие»
Италия
— волшебная страна. Здесь даже куклы оживают и
начинают петь голосами самой Марии Каллас и
великого тенора Джузеппе ди
Стефано. Впрочем, на
выступлениях театра марионеток «Карло Колла и
сыновья», приехавшего на
гастроли в
Новосибирск, случаются и
не
такие чудеса.
Для самой Италии «Карло Колла и сыновья» — больше чем еще одна театральная труппа. Это один из немногих оставшихся носителей древнего кукольного искусства. Сейчас на всю страну наберется не более 10 таких театров, а еще в 19 веке в одном Милане их было около 60, в том числе и труппа Карло Коллы. Начиналось все с домашних театральных постановок, которые проводились в палаццо богатого купеческого семейства Колла. Чуть позже, когда за сотрудничество с наполеоновской армией семья была изгнана из Милана, именно марионетки стали для нее основным источником дохода. Семейная труппа колесила по Италии, превратившись в своего рода телевидение — сюжетами для постановок, наряду с греческими трагедиями или комедиями Мольера и Гольдони, становились горячие новости, события, происходившие в только формирующейся единой Италии.
В начале 20 века труппа окончательно осела в Милане: в то время в городе было только два постоянных театра — «Ла Скала» и театр «Карло Колла и сыновья». Зачастую оперные премьеры проходили на сцене легендарной «Ла Скала», а уже через неделю те же постановки можно было увидеть в исполнении марионеток семейства «Колла». Среди почитателей «кукольного таланта» — Лукино Висконти, Игорь Стравинский и другие знаменитости.
Сегодня театр, который возглавляют правнуки Карло Колла, гастролирует по всему миру и в том числе впервые приехал в Россию, в Новосибирск, представив на сцене театра «Глобус» оперу Джузеппе Верди «Трубадур». В спектакле задействовано около 200 кукол. Хотя куклы ли это? По словам художественного руководителя труппы Эудженио Монти Коллы, главные в его труппе — не кукольники, а сами марионетки — это виртуальные актеры, которым под силу передать любые чувства, сыграть любую историю. У каждой из них — свое лицо, характер. И как в настоящем театре, все эти индивидуальности во время спектакля соединяются в единую картину. Нити, связывающие кукольника и марионетку, почти исчезают — на сцене остаются только подлинные актеры, которые любят, страдают и умирают в финале... Ты уже забываешь, что это поют не они, а легендарная Мария Каллас и Джузеппе ди Стефано!