Наталия Баранова, «Большой Новосибирск»
Это очень срочное сообщение для всех новосибирских театралов, а
также для людей, просто любящих Италию.
22-24 сентября в
Новосибирске пройдут гастроли (жаль, что такие краткие) знаменитого на
весь мир итальянского театра марионеток «Карло Колла и
сыновья». Накануне, 21
сентября, в
театре «Глобус», организаторе этих гастролей, прошла пресс-конференция, в
которой участвовали Эудженио Монти Колла, режиссер театра и
Пьеро Корбелла, менеджер и
актёр театра. Директор театра «Глобус» Т.Н.Людмилина успешно открыла пресс-конференцию, сообщив, что «гости вот только вчера прилетели, а
сегодня уже готовы к
пресс-конференции», и
сразу
же передала слово и
всё остальное время основным участникам этого действа. И
сделать так того действительно стоило, поскольку два истинных итальянца, со
всеми своими эмоциями и
воспоминаниями, очень интересно рассказывали о
своём театре, его истории и
сегодняшнем дне.
Режиссер театра Эудженио Монти Колла рассказал, что изначально, в 19-м веке, этот театр не был задуман как профессиональный. В те времена было принято, что аристократия имела свой домашний театр, а Колла была тогда богатой семьей в Милане, и у них был свой кукольный театр (театр марионеток). Италия традиционно считается самой «кукольной» страной мира, там история возникновения марионеток начинается еще в XVI веке. Эудженио Монти Колла отметил, что однажды, после серьёзных военных действий противников тогдашней Италии, его предкам удалось укрыться в Пьемонте, сохранив из всех своих богатств только свой кукольный театр. Семья музыкантов-кукловодов, не имея постоянного театра, кочевала — в основном по Пьемонту. Артистам сопутствовал успех, и география гастролей начала стремительно расширяться, охватывая и большие города. Театр становился почти как СМИ для тех времён. Какая цель была тогда у кукольников? Они пытались просвещать и образовывать народ, т.е. делать то, чем школы сейчас занимаются, а тогда школы моногим были не доступны.
Эудженио Монти Колла сообщил, что в 1861 году, 150 лет тому назад, одновременно с образованием Итальянского государства, появилась труппа «Карло Колла и сыновья». Одним из её основателей был прадедушка сегодня приехавшего в Новосибирск Эудженио. Теперь этот театр знаменит по всему миру. За последние 30 лет он проехал по всему свету, побывав более чем в 60 городах, среди которых: Москва, Санкт-Петербург, Париж, Берлин, Амстердам, Мадрид, Эдинбург, Афины, Стамбул, Прага, Будапешт, Загреб, Нью-Йорк, Чикаго, Чарлстон, Мехико, Каракас, Буэнос-Айрес, Пекин, Сеул, Сидней и Мельбурн. Теперь и Новосибирск.
В репертуаре театра около 300 спектаклей, в числе которых оперы, оперетты, балеты, басни, популярные романы, трагедии и комедии.
...Эудженио очень интересно нам рассказывал : «Мне очень повезло: я и мой кузен Карло — мы выросли в театре среди кукол. После школы сразу бежали в театр. Что такое для нас куклы-марионетки? Каждая кукла — это виртуальный актёр. Это некая метафора, некий символ. Мы делаем так, чтобы они не передразнивали человека, а давали некие знания, некие намёки...»
«...мы верим, что путешествуя по миру, мы привозим с собой часть итальянской атмосферы. Мы очень благодарны Галине Павловне Вишневской за её поддрежку в наших гастролях. Мы и в Новосибирск прилетели благодаря её подддержке».
Для Эудженио Монти Колла важно, что театр марионеток — это не элитарный театр: он — народный. Там всё должно быть понятно всем, без последующих разъяснений различных критиков. Конечно, уровень понимания будет у разных людей разным, но каждый что-то для себя поймёт.
В своих подробных ответах на вопросы Эудженио Колла рассказал о том, что они — не театр-музей. У них проблематика — и актуальная, и философская. В наше время новости обычно распространяются через радио, ТВ и т.п., а они в своём театре говорят о проблемах современности, переводя их в философскую плоскость. «Я бы никогда не позволил себе спектакль о сегодняшних проблемах Кореи или Вьетнама: это могло бы обидеть людей. Мы работаем по-другому.»
Эудженио Колла не раз подчеркнул, что их марионетки — очень сложные создания. Они изготовлены вручную, из разного дерева, они с разным весом и с разными характерами. У них каждый актер-кукольник — это инструмент, а главные герои — это сами куклы-марионетки. Они не остаются на всю жизнь одинаковыми, как и все живые актёры. Их переодевают от спектакля к спектаклю, им меняют прическу, усы, и т.п. Они могут играть разные роли. Они могут оживить на сцене почти что угодно, например, голоса и игру тех актёров, которых уже давно нет в живых. Ещё он отметил, что ничего не изменилось с давних времён, и в своей тепершней работе он сильно устал от общения с чиновниками и министрами. Люди, зрители их театра, узнают этих чиновников в костюмах 16-го и 18-го века.
Пьер Корбелла, менеджер и актёр театра марионеток «Карло Колла и сыновья», поведал о том, как он попал в этот театр. Ему было тогда 11 лет. Эудженио Монти Колла преподавал в их школе несколько предметов: географию, итальянский язык и др. Одновременно он стал приобщать своих учеников к театру. Пьеро Корбелла сначала поправлял булавочки на куклах, потом помогал их переодевать — это был важный процесс. Через год ему разрешили работать с куклой в качестве актёра-кукловода. Он почувствовал себя музыкантом, который играет на сложном инструменте. Теперь,много лет спустя, он и менеджер, и актёр этого прославленного театра. Он удивительно интересно об этом своём деле жизни рассказывает: можно только восхищаться. Мы договорились, что после визита в Новосибирск он пришлёт нам свои впечатления о прошедших гастролях и о нашем городе. Будет интересно почитать.
Мне посчастливилось задать короткий и, казалось бы, простой вопрос о том, как можно попасть в их театр в Милане, сколько стоит билет. Ответ был, как и на другие вопросы, весьма пространным, но также и познавательным. Удалось узнать , что билет на спектакль в их здании стоит от 16 евро, в здании партнёров — от 25 евро. Билеты, как и везде, лучше заказывать заранее, но может посчастливиться и в тот же день, когда вам утром пришла в голову мысль посетить этот театр. Казалось бы, вот и полный ответ на мой простой вопрос. Но, поскольку перед своим вопросом я упомянула, что в Италии пока была только в различных замечательных музеях и храмах, а в театрах пока не довелось (оттого и вопрос возник), в ответе был также и рассказ о том, что в театре «Карло Колла и сыновья» музея театра пока нет, но есть много артефактов, тысячи разных замечательных кукол-марионеток. Буду теперь мечтать о том, чтобы попасть не только на спектакль этого дивного театра, но и в их пока не существующий музей. Пусть уж поскорее появляется, очень желаю успехов его создателям.
А всем новосибирским театралам желаю насладиться спектаклем «Трубадур», который привезли нам эти симпатичные и разговорчивые итальянцы. Это спектакль для семейного просмотра, и это не просто кукольное представление. Это стало явно понятно после встречи с его создателями на пресс-конференции в нашем «Глобусе».