Юлия Колганова, новостная лента сайта театра «Глобус»
Друзья! 23 сентября 2011 года состоялась творческая встреча с коллективом всемирно известного Театра марионеток «Карло Колла и сыновья» (Милан). В Новосибирск итальянская труппа привозила сценическую версию оперы Дж. Верди «Трубадур». Творческая встреча состоялась в рамках проекта «Итальянский дом в театре «Глобус», заявленного в программе Международного молодежного инновационного форума «Интерра-2011».
На встречу были приглашены артисты новосибирских театров, студенты Новосибирского государственного театрального института, студенты-регионоведы, специализирующиеся на Италии, представители театральной общественности города и др.
На вопросы собравшихся в гостевой комнате «Глобуса» ответил художественный руководитель Театра марионеток «Карло Колла и сыновья» Эудженио Монти Колла.
О семейных традициях
— Исторически наши предки передавали свое искусство из поколения в поколение. Сегодня прямые потомки рода Колла, работающие в театре, — я и Карло III Колла. Остальные члены коллектива не принадлежат к нашей семье. Некоторые из них были моими учениками, постигали это искусство с детства. Но мне и хотелось, чтобы в театре работали не родственники. Талант и искусство не всегда передаются с хромосомами и кровью...
В разговор включается Пьеро Корбелла, менеджер и актер театра:
— Я как раз тот человек, который не имеет знаменитых хромосом. Для меня и моих коллег очень важно контактировать с предыдущим поколением семьи Колла. Мы сумели застать рассказы старых кукольников, и очень многому от них научились.
Важный элемент становления кукольника как актера — в традициях. И в том числе в документальном фиксировании традиций. В нашем архиве хранятся приходные книги с первого дня основания театра, где подробно расписаны все выступления театра, полученные гонорары и т. д., хранятся сами марионетки, исторические документы. И если мы говорим, что первая наша марионетка создана в конце XVIII века, то это действительно зафиксировано на бумаге.
Но то, что я так хорошо знаю историю своего театра, не означает, что я — кукольник XIX века. Я живу в веке нынешнем, я современный человек. Но я несу традиции, несу некие знания, и это помогает мне работать на современного зрителя.
О зрителях
— Когда сказки появились в театре марионеток, они задумывались как репертуар для взрослых, поэтому при постановке сказок мы должны подбирать два ключа — к взрослым и детям. Театр марионеток существует для двух типов зрителей. Для маленьких детей, имеющий педагогические, образовательные цели, рассказывающий о природе, животных, экологии. И для того, чтобы растить из малышей взрослых — внимательных и усидчивых зрителей. Мне бы не хотелось, чтобы театр для детей сводился к мультфильмам Уолта Диснея, там слишком банальные трактовки концептов, которые внесли сказки в мировую литературу.
О партнерстве
— В понимании «Карло Колла и сыновья» марионетка — это актер, а не кукла. Например, мы завершаем цикл показа спектакля «Трубадур», кукол раздевают, снимают парики, отклеивают бороды, и далее марионетки могут работать в других спектаклях, как настоящие актеры.
Каждая кукла изготавливается из дерева вручную. В зависимости от того как сохнет дерево, любая марионетка имеет свой вес. И, конечно, в конкретном спектакле ведет себя по-разному. Мы привыкаем к ней и со временем узнаем, как она поведет себя. Кукольник — всего лишь средство, инструмент, через который марионетка выражает себя на сцене.
В нашем театре нет разделения на технический и художественный персонал. Мы все делаем сами — и создаем куклу, и играем на сцене. Это делается для того, чтобы к моменту начала репетиций кукольник находился глубоко в материале, четко понимал — какая перед ним стоит задача. Но мы не обязаны делать все сразу, каждый из нас делает то, чему он учился, к чему имеет способности. Кто-то оформляет сценографическое решение, кто-то вырезает болванки для кукол, кто-то изготавливает костюмы и украшения.
Сегодня в нашем репертуаре 450 спектаклей. 200 из них мы уже не ставим, это в основном произведения XIX века. А остальные 250 играем! Более того, каждый год мы выпускаем одну премьеру. Постановку начинаем готовить за полтора года до выпуска. Это связано с тем, что мы очень много гастролируем по миру, поэтому приходится часто прерываться. Одна кукла готовится примерно 10 дней, над ней работают 6–7 человек.
О технике работы с куклами
— В XIX веке марионетки крепились на железный стержень, у них двигались только одна рука и одна нога, и сейчас возят так называемых сицилийских марионеток, но мы к ним не имеем никакого отношения. В конце XIX века была введена новая система — система двух нитей, которые крепились к голове, и кукла совершала наклон.
Техника, в которой работает Театр «Карло Колла и сыновья», — техника анимации. Нас можно сравнить с музыкантами, играющими на струнных инструментах. Мы не используем никаких механических средств, используем крестик, две стальные тростинки, чтобы кукла удерживала вертикальное положение, и нити, которые, кстати, используют сапожники для штопки обуви. Минимальное количество нитей — 6, максимально мы используем 22–23 нити. Таким образом, мы играем, водим по этим нитям, и наши актеры оживают.
С одной куклой может работать как один, так и три-четыре кукловода, все это зависит от художественных задач. И уже далее все в руках кукольника, он должен так дергать за ниточки, чтобы зрители поверили в реальность происходящего. Мы всегда находимся в неком компромиссе, обмане на сцене. Марионетка, имеющая трехмерную форму, существует в окружении плоских декораций, исполненных на бумаге.
Об исторических фактах
— Мог ли Верди видеть постановки своих опер в театре марионеток? Конечно, да! Известный исторический факт, что Верди в свое время дал разрешение на постановку «Аиды» на сцене театра марионеток.
Интересный факт. С детства театр марионеток — был моей обычной жизнью, и в семье никто из нас не считался человеком высокого искусства. А когда я учился в университете, изучал историю театра, в том числе кукольного, то узнал, что в Милане театр марионеток посещали Лукино Висконти, Карло Фраччи, Симон Вайли, Игорь Стравинский и многие другие великие деятели культуры. Причем приходили они со своими ассистентами, чтобы те фиксировали — как нужно ставить спектакль, правильно простраивать мизансцены.