Гадкий утенок
7
мая вторник
11:00, 14:00
12
мая воскресенье
11:00
Путем взаимной переписки
10
мая пятница
18:00
10 мая 18:00 · пятница
Путем взаимной переписки
16+
Малая сцена Владимир Войнович
16+
Cabaret
11
мая суббота
18:00
12
мая воскресенье
15:00
11 мая 18:00 · суббота
12 мая 15:00 · воскресенье
Cabaret
18+
Большая сцена мюзикл Джо Мастерофф, Джон Кандер, Фред Эбб
18+
Ревизор
14
мая вторник
18:30
14 мая 18:30 · вторник
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
14
мая вторник
14:00, 18:30
14 мая 14:00, 18:30 · вторник
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Всем кого касается
15
мая среда
18:30
16
мая четверг
14:00
Каштанка
15
мая среда
18:30
15 мая 18:30 · среда
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Игроки
16
мая четверг
18:30
16 мая 18:30 · четверг
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Собаки
17
мая пятница
14:00, 18:30
17 мая 14:00, 18:30 · пятница
Собаки
12+
Большая сцена по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг»
12+
Горе от ума
17
мая пятница
18:30
Премьера
Премьера
17 мая 18:30 · пятница
Горе от ума
16+
Малая сцена Александр Грибоедов
16+
Счастливый неудачник
18
мая суббота
14:00, 18:00
18 мая 14:00, 18:00 · суббота
Счастливый неудачник
12+
Большая сцена полувероятная история Вадим Шефнер
12+
Генерал и его семья
18
мая суббота
18:00
18 мая 18:00 · суббота
Генерал и его семья
18+
Малая сцена Тимур Кибиров
18+
Отрочество
19
мая воскресенье
14:00, 18:00
19 мая 14:00, 18:00 · воскресенье
Отрочество
12+
Большая сцена по мотивам повести Льва Толстого Ярослава Пулинович
12+
Сказка о рыбаке и рыбке
6
июня четверг
11:00, 16:00
Премьера
Премьера
6 июня 11:00, 16:00 · четверг
Сказка о рыбаке и рыбке
6+
Малая сцена Александр Пушкин
6+

Только в Париже и Новосибирске

21 Мая 2010
Юлия Щеткова, «Новая Сибирь»

В сентябре в рамках года культурного обмена Франция — Россия в Новосибирске пройдут гастроли двух старейших знаменитых французских театральных коллективов — балета Парижской национальной оперы и «Комеди Франсез». 17–18 сентября на сцене НГАТОиБ будет представлен незнакомый российской публике балет «Пахита», а 22–23 сентября на сцене театра «Глобус» зрители смогут увидеть классику комедийного жанра — «Женитьбу Фигаро». Для подготовки предстоящих гастролей в Новосибирске побывала делегация, в состав которой вошли генеральный комиссар французского подготовительного комитета Года культурного обмена Франция — Россия Николя Шибаефф, директор балета Парижской оперы Брижитт Лефевр, генеральный администратор театра «Комеди Франсез» Мюрей Майетт, а также заместитель генерального директора Государственного академического Большого театра России Антон Гетман.

Год культурного обмена по традиции включает множество совместных мероприятий. И Новосибирск наряду с другими городами России вносит в это взаимодействие свою посильную лепту. Так, одним из участников открытия Года России во Франции стал камерный оркестр Новосибирской филармонии, затем во Франции выступил квартет «Филармоника», в июле парижской публике будет представлена новосибирская версия балета «Лебединое озеро». Французская сторона в свою очередь преподнесла столице Сибири апрельский фестиваль французского кино, в июне новосибирцы встретят поезд с французскими писателями, а осенью случится главное событие — гастроли двух символов театрального искусства Франции.

«Когда мы только готовили программу тематического года и обговаривали культурные события, которые должны пройти на территории обеих стран, главной задачей было создать истинный праздник для народов России и Франции, — рассказал Николя Шибаефф. — Для Новосибирска это будет и вовсе уникальное событие: ни в каком другом городе России не пройдут гастроли сразу двух парижских театральных трупп. Да, труппа театра „Комеди Франсез“ проедет по нескольким российским городам, но балет Гранд-опера выступит только в Новосибирске».

«Новосибирская публика весьма образованна, взыскательна и способна по достоинству оценить спектакли французских театров, — отметил представитель Большого театра, выступившего одним из посредников балетной программы предстоящих гастролей. — Но вдумайтесь: до сих пор на карте мира был всего один город — Париж, где в течение недели можно было посмотреть спектакли двух знаменитейших театральных трупп — Парижской оперы и „Комеди Франсез“. Теперь еще одним таким городом станет Новосибирск».

На пресс-конференции с представителями новосибирских СМИ французские гости подчеркнули, что приезжающие театры имеют свои давние традиции и долгую историю российско-французских взаимоотношений. «История отношений нашей труппы и русского театра ведет свой отсчет с восемнадцатого столетия, — отметила генеральный администратор театра „Комеди Франсез“ Мюрей Майетт. — Именно тогда начали развиваться связи между нашими великими драматургами, педагогами и режиссерами, между нашими творческими и организационными методами. На протяжении всех этих лет наши художественные миры не переставали взаимно обогащаться за счет музыки, хореографии, текстов и картин, которые создавались в каждой из наших стран: так стоит ли сегодня удивляться тому, что наше мироощущение и наши творческие ориентиры так схожи? Французские актеры стали желанными гостями на российской сцене еще с 1833 года. Однако после революции наши отношения были на время прерваны. Первые официальные гастроли „Комеди Франсез“ в СССР состоялись в 1954 году. Тот визит до сих пор жив в памяти старшего поколения и остается одним из важнейших художественно-политических символов отношений между нашими странами. Сегодня „Комеди Франсез“ стремится возобновить традицию больших международных гастролей. В ходе своего седьмого советско-российского турне наша труппа откроет для себя новые регионы, города и театры, впервые сыграв для публики Новосибирска, Омска, Екатеринбурга и Калининграда, и вернется в уже знакомые ей Москву и Санкт-Петербург.

Вместе с „Женитьбой Фигаро“ — пьесой, занимающей важнейшее место не только в нашем репертуаре, но и в истории нашей страны и ставшей источником вдохновения для Моцарта и многих других, — мы отправимся в путешествие по необъятной России, навстречу нашим друзьям, которых объединяет любовь к театру и его актерам и которые с интересом ждут нашего приезда».

«Комеди Франсез» — один из старейших театров Европы и единственный на сегодняшний день репертуарный театр во Франции. Он был основан в 1680 году из трех трупп, одной из которых руководил великий Мольер (отсюда неофициальное название театра — «Дом Мольера»). Однако выбор гастрольного названия, как было сказано выше, пал на знаменитую пьесу другого драматурга с мировым именем — Пьера Огюстена де Бомарше. «Конечно, этот выбор неслучаен. Ярешила, что для таких исторических гастролей мыпривезем лучший образец нашего классического репертуара. Бомарше очень сильно повлиял наформирование литературы „Золотого века“ Франции. Обратите внимание, если классическая пьеса постоянно играется насцене, то, оставаясь образцом классического спектакля, она становится современной. Ошибочно считать, что пьесы, написанные Мольером и Бомарше 200–300 лет назад, утратили актуальность в наши дни. Эти произведения вечны и по сей день выполняют функцию зеркала общества, в котором мы живем. Возможно, меняются жизненные реалии, оттенки, полутона, но ценности, которые они воспевают, и пороки, которые они высмеивают, вечны», — рассказала госпожа Майетт.

На сегодняшний день в «Комеди Франсез» работают около 300 постоянных сотрудников, 58 из них — актеры. На гастроли по России отправятся 14 артистов и 9 представителей технических и постановочных цехов. Для адаптации спектакля к условиям большой сцены «Глобуса» в Новосибирск также приедет режиссер-постановщик спектакля Кристоф Рок. Однако, по мнению генерального администратора театра, технический вопрос не относится к самым важным вопросам гастрольного тура. «Побольшому счету, если есть хороший автор, хороший театр ихорошие актеры, все проблемы будут решены, — уверила Мюрей Майетт. — У нас в театре есть традиция: чтобы возвестить о начале спектакля, мы трижды и затем снова трижды ударяем по планшету сцены.

Мы бы очень хотели посвятить один из этих ударов каждому из шести городов, оказавших нам честь, пригласив к себе „Женитьбу Фигаро“, и вместе с ним подарить сильные и яркие театральные впечатления». С исторического экскурса начала свое выступление и директор балета Парижской оперы Бриджитт Лефевр: «Я счастлива, что благодаря политической воле и экономическим возможностям мы все-таки сможем выступить на новосибирской сцене. Что касается истории танцев, то наша общая с Россией история связана с именем Мариуса Петипа — великого француза, ставшего русским. Именно благодаря этому имени мы можем говорить о великом классическом мировом балете».

Что любопытно, именно Мариусу Петипа принадлежит российская версия балета «Пахита», который танцовщики балета Парижской национальной оперы исполнят в сентябре на сцене Новосибирского оперного театра. История «Пахиты» подчеркивает богатство культурных связей между французским и русским балетом. Балет был создан в Парижской опере хореографом Жозефом Мазилье и композитором Эдуаром Дельдеве и имел широкий успех благодаря талантливым исполнителям Карлотте Гризи и Люсьену Петипа, а также модному в то время испанскому колориту. В Парижской опере балет шел только до 1851 года, но затем он получил вторую жизнь в России благодаря Мариусу Петипа. Начав работать в 1847 году в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, балетмейстер сделал «Пахиту» образцом французского стиля за пределами Франции, а затем создал и собственную хореографию этого балета в 1882 году. В России балет ставился вплоть до 1917 года, пока не был снят со сцены «за неактуальность». Западная публика снова открыла для себя «Пахиту» только во второй половине XX в. — сначала в отдельных сценах, затем в полной версии.

Новосибирцы увидят реконструированную полную версию балета. Новая постановка созданного в 1846 году романтического балета «Пахита» была осуществлена Пьером Лакоттом специально для Парижской оперы в художественном оформлении сценографа Луизы Спинателли. «Балет воссоздан в 2001 году по инициативе Пьера Лакотта — истинного „археолога“ балета XIX века, — рассказала Брижитт Лефевр. — Очень помогли материалы, которые были любезно предоставлены театральной библиотекой Санкт-Петербурга. Я не могу точно гарантировать, что все будет один в один, как при Мариусе Петипа. Но обещаю, что зрители увидят стиль, манеру и язык истинного классического балета XIX века». Любопытная деталь: гастрольные спектакли в Новосибирске пройдут в год100-летнего юбилея со дня смерти Мариуса Петипа.

Билеты на спектакли балета Парижской национальной оперы и «Комеди Франсез» в Новосибирске уже поступили в продажу.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272