Обитатели приюта и тяжелый рок формата МТУ

3 мая 2006
Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск»

В театре «Глобус» заканчи­ваются репетиции спектак­ля «Mutter». Постановка ад­ресована в первую очередь молодежи и тем поклонни­кам современного искусст­ва, которым не чужд сме­лый эксперимент.

«Mutter» — история о пожи­лых людях, живущих в доме пре­старелых. С точки зрения обще­принятых понятий, поведение этих пенсионеров не совсем обычно. Они, например, слушают и танцуют тяжелый рок формата MTV: «Rammstein», Мэрилин Мэнсон, «Limp Bizkit»... По на­званию одного из хитов группы «Rammstein» и названа пьеса. Такой «репертуар» — намек на то, что и сегодняшние молодые люди могут оказаться в подоб­ном положении. Хотя, естествен­но, как это чаще всего бывает в современном театре — все оказывается гораздо проще и слож­нее, одновременно понятнее и загадочнее. Жизнь обитателей отдельно взятого приюта разрас­тается до величины метафоры, «здесь и сейчас» — до «везде и всегда». Пенсионеры начинают произносить экзистенциальные монологи, а старуха Кириченко и вовсе рассказывает новую рус­скую сказочку про мертвые по­селки, в которой без труда уга­дываются очертания реального Чернобыля.

 Раньше человека в лесу встретишь, то-то радости — все песни с ним перепоешь, в том месте на память ветку слома­ешь... А сейчас — бойся... Все против тебя... А особенно но­чью... Поселки мертвые, в каж­дом по три брата живут, третий глухой и двумя правит, второй уйти и жениться хочет, да пер­вый разрешенья не дает. На Его­ров день хлеб пекут и на шоссе выносят, ежели хлеб тот кто на машине переедет — висок ле­вый у того седеет, а кто подберет — лысый будет, как ликвидатор.

«Сказка — ложь, а правда, соколик, она еще хуже», — это, правда, мораль другой пьесы, хотя того же автора. В результате обитатели приюта оказываются представителями высшей разум­ной цивилизации, вынесшими Земле свои приговор, предвари­тельно лишив ее статуса «гума­нитарной зоны».

Автор пьесы Вячеслав Дуренков — представитель так назы­ваемой «новой драмы». До не­давнего времени подобное ис­кусство было прерогативой кус­тарей-одиночек и подвалов. Те­перь оно вышло из андеграунда, и активно завоевывает сцениче­ские пространства. В частности, пьеса «Культурный слой», напи­санная Вячеславом Дуренковым в соавторстве с его младшим братом Михаилом, не так давно была поставлена на сцене МХТ им. Чехова. В тандеме братья ра­ботают достаточно часто. В лите­ратурном и театральном мире брэнд «братья Дуренковы» рас­кручен. Издательство ЭКСМО именно сборником их пьес от­крыло новую серию «Иной фор­мат». Они — постоянные участ­ники фестивалей современной драматургии — «Майские чте­ния», «Любимовка», «Новая дра­ма» и иных подобны форумов. «Новая драма» признала «Mutter» лучшей пьесой 2004 го­да. Братья, относительно молоды (старшему из них 33 года), живут в Тольятти...

Новые тексты, как известно, требуют и режиссеров-новато­ров. Постановка пьесы на сцене MXТ им. Чехова была осуществ­лена в канонах традиционного театра и оттого, как говорят бра­тья, открыла в пьесе смыслы, ко­торых там не было, и, напротив, закрыла многие из тех, которые они в нее вложили. «Получилось что-то вроде спектакля-интерпретации, что не вполне верно по отношению к современному тексту». Сможет ли извлечь из текста «те самые смыслы» мос­ковский режиссер Лена Невежи­на, которая работает над поста­новкой в «Глобусе», станет ясно уже очень скоро. Премьера на­значена на 16 мая.

Лена Невежина уже работала на сцене «Глобуса», поставив здесь замечательный спектакль «Белая овца» (по произведени­ям Д. Хармса). Она — ученица Петра Фоменко, в качестве при­глашенного режиссера работала во многих театрах страны, в том числе «Сатириконе», театре под руководством О. Табакова и МХТ им. А. Чехова...