Ирина Ульянина, «Коммерсантъ»
Сегодня в
Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» состоится премьера спектакля с
интригующим названием «Бульвар преступлений» по
пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта. Постановщик, заслуженный артист России, главный режиссер театра Александр Галибин определил его жанр как мелодраму, а
зрителей сделал соучастниками действия, разместив их
непосредственно на
Большой сцене.
Эрик-Эмманюэль Шмитт — немец по происхождению, француз по месту жительства — сегодня по праву считается одним из самых востребованных из ныне здравствующих драматургов Европы. Музыкальное образование, полученное в Лионской консерватории, он дополнил литературным, а диссертацию защитил по философской теме «Дидро и метафизика». В России наибольшую известность приобрела его пьеса «Загадочные вариации», имеющая ряд нашумевших постановок в столичных театрах, а новосибирской публике его творчество знакомо по «Последней любви Дон Жуана» — драме из репертуара «Красного факела».
Пьеса «Фредерик, или Бульвар преступлений» об актере, легенде французского театра Фредерике Леметре. Но господин Галибин утверждает, что «спектакль — не о конкретном актере, это романтическая, сентиментальная, мелодраматическая история о театре вообще». Режиссер не только убрал из заглавия имя, но сместил акценты: Леметр у него — обобщенный образ актера, судьбу которого мог бы повторить любой талантливый артист, в том числе и русский. Также и ситуации, описанные в пьесе, могли бы произойти где угодно, в том числе и в России.
«Бульваром преступлений» один из персонажей Шмитта называет театр, а в целом действующие лица оказываются вовлеченными во все распространенные сюжеты XIX века. Слово «преступления» Александр Галибин намеренно берет в кавычки, не осуждая, а, скорее, романтизируя театральную среду, приоткрывая завесу тайны над ней. Известный сценограф из Санкт-Петербурга, лауреат Госпремии РФ Александр Орлов делает процесс обнажения тайны буквальным, приглашая зрителей в святую святых театра — на подмостки, открытые от колосников до кирпичной кладки, которую обычно скрывает задник. Более того, он позволит немногочисленной публике, а на сцене поместится лишь около 200 кресел, испытать головокружение от вращения сценических механизмов, почувствовать, как слепят софиты, а вымышленные страсти раскаляют душу совсем как реальные. Недаром для большинства актеров их роли стали исповедальными.
Премьерный «Бульвар преступлений» составит своеобразную дилогию с предыдущей постановкой Галибина — «Женитьбой Фигаро», удостоенной премии конкурса «Парадиз» Новосибирского отделения Союза театральных деятелей РФ. Но если комедия Бомарше являет праздник театра, то новый спектакль — это повествование об его внутренней жизни, гимн людям, которые беззаветно служат искусству. Над воплощением режиссерского замысла работала творческая команда, приглашенная из Санкт-Петербурга, — художник по свету Глеб Фильштинский, художник по кocтюмaм Ирина Чередникова, хореограф Сергей Грицай, музыкальный руководитель, заслуженный деятель искусств России Иван Благодер.
Художественная репутация Александра Галибина, сложившаяся за неполных три сезона руководства «Глобусом», настолько высока и непререкаема, что публика ожидает премьеру с нескрываемым ажиотажем — попасть на «Бульвар преступлений» считается большой удачен. И, как водится, о новом спектакле в Новосибирске начали говорить задолго до премьеры.