Татьяна Шипилова, «Советская Сибирь»
Новосибирцы вновь подтвердили свой статус лидеров на
российском театральном олимпе: Театр оперы и
балета и
«Глобус» за
постановки сезона
2002–2003 года в
пяти номинациях стали лауреатами десятой, юбилейной, Национальной премии «Золотая маска».
Причем молодежный академический театр «Глобус» можно поздравить вдвойне: если НГАТОиБ дважды, а в 2002 году и Театр музыкальной комедии уже привозили в город эту престижную награду, то счет среди наших драматических театров на победу так ни разу и не был открыт. Хотя «Красный факел» — что тоже очень почетно — два раза был номинантом премии. Сегодня этот пробел блестяще восполнен: спектакль «Двойное непостоянство» по пьесе Мариво в постановке Дмитрия Чернякова признан лучшим драматическим спектаклем малой формы. Специальным призом жюри отмечена работа актрисы Ольги Цинк в роли Сильвии.
Этот спектакль в афише театра не является совсем уж «выпадающим из общего ряда» — в «Глобусе» много достойных — ярких и талантливых работ. но особое внимание зрителей и критики он привлек сразу. И был отмечен еще до показа на «Золотой маске»: на IV Международном театральном фестивале «Радуга», проходившем в Санкт-Петербурге в мае 2003 года, он получил специальный приз в номинации «Лучшая режиссура и сценография», а также приз санкт-петербургской театральной критики. Актеры Ольга Цинк и Илья Паньков были удостоены диплома «За лучший актерский дуэт». А в ноябре Дмитрий Черняков получил за этот спектакль очень престижную Международную театральную премию имени К. С. Станиславского в номинации «Лучшая режиссерская работа года». Кроме того, наш городской театральный конкурс «Парадиз» отметил спектакль «Двойное непостоянство» в трех номинациях: «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль».
Можно назвать «победой с плюсом» и результаты участия в конкурсе «Золотой маски» нашего Театра оперы и балета. Постановка режиссером Генрихом Барановским оперы Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом» признана лучшим оперным спектаклем, как и исполнение солистом Александром Лебедевым (баритон) партии Я в спектакле — лучшей мужской ролью. Лучшим сценографом в этом жанре назван художник спектакля Давид Боровский.
Почему «победа с плюсом», скажете вы, если учесть, что из семи заявленных номинаций отмечены жюри только три? Во-первых, потому что конкуренты были, как принято сейчас говорить, очень «неслабые» — в их числе спектакль Большого театра «Похождение повесы» Стравинского, уже получивший премию Станиславского. Во-вторых, потому что авангардный спектакль — это всегда преодоление стереотипов, и в оценках поклонники традиций и новаторства, хоть в зале, хоть в жюри, противостоят друг другу нешуточно. На этот раз высочайший профессионализм и талант новосибирцев поколебали чашу весов в сторону развития жанра. Помнится, сразу после конкурсных показов автор либретто Виктор Ерофеев в эфире радио «Россия» назвал работу НГАТОиБ «настоящим подвигом сибиряков».
И опять это, конечно, не случайно: шедевры в театре создаются только в контексте. В контексте большой работы и непрекращающихся поисков. В прошлом году на «Маске» в самых превосходных степенях театральная публика и многие авторитетные критики оценили новосибирскую постановку оперы Бизе «Кармен». Вот уже и к новой, премьерной работе театра — опере Верди «Аида» — с искренним интересом приценивается экспертный совет...
И второй спектакль, выдвигавшийся нынче на премию, — балет «Дон Кихот» (с Анной Жаровой в партии Китри), непременно бы ее получил, если бы не прошлогодний триумф нашей «Коппелии» и той же блистательной Жаровой. Дважды «Маску» за пределы столицы, как говорят люди знающие, не отдают: закон, конечно, негласный, но неумолимый, как все законы. В оперном хоть и печалятся по этому поводу, но искренне радуются за коллег из Перми (лучшим балетным спектаклем назван на этот раз «Ballet Imperial» театра оперы и балета имени Чайковского): провинциалам стать лауреатами намного сложнее, чем коллективу из Москвы.
В борьбе за «Золотую маску-2004» участвовало более 30 спектаклей из разных городов России. Творческое состязание включало все жанры сценического искусства: драму и оперу, балет и современный танец, кукольный театр и оперетту. Как всегда, их оценивали два жюри. Судейскую коллегию по драматическому театру в нынешнем году возглавил ректор школы-студии МХАТ профессор Анатолий Смелянский. Председателем жюри по музыкальному театру стал Владимир Урин, директор Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.