Девочка-бомж вернула людям украденное время

13 апреля 2014
Светлана Сучкова, «Пенсионеры online»

На малой сцене театра «Глобус» состоялась премьера спектакля «Момо» по одноименной книге известного немецкого писателя Михаэля Энде.

Ангелы спускаются на землю, мы это знаем. Иногда они принимают облик доброго парня, спасающего девушку от ошибочного брака. Иногда приходят в обличье Санта Клауса, скрашивающего чье-то одиночество в рождественский вечер. В спектакле театра «Глобус» питерского режиссера Екатерины Гороховской ангел обернулся девочкой по имени Момо.

В старинном европейском городке появляется странная девочка. В нелепой одежде, шляпе сползающей на глаза, да и зовут ее как-то странно: Момо (Екатерина Боброва).

 Сколько тебе лет, девочка? — спрашивают ее горожане.

 Сто.

 ???

 Ну, сто два...

Вот и все, что узнали жители об этом существе, пришедшем ниоткуда. Добропорядочные бюргеры все как один полюбили девочку и стали заботиться о ней кто как может. Правда, произошло это так быстро, можно сказать, мгновенно, что зритель воспринимает эту всеобщую любовь как данность, не успев ощутить магнетические лучи, исходящие от главной героини.

Жители городка: жадноватый цирюльник Фузи (Максим Гуралевич), простодушный силач-каменщик Никола (Владимир Дербенцев), вспыльчивый, но добрый трактирщик Нино (Юрий Буслаев) и его милая жена (Мария Соболева), обаятельный городской шалопай Джиги (Александр Липовской), старый подметальщик Беппо (заслуженный артист России Владилен Кондрашов) живут себе, как живут и жили обычные люди — и сто, и двести, и тысячу лет назад, и как живут сегодня. Пекут булочки, строят дома, подметают улицы, собираются вместе на кружку пива...

Художник из Санкт-Петербурга София Матвеева придумала и воплотила великолепный образ горожан как единого сообщества — их костюмы выполнены в теплой песочно-коричневой гамме, они гармонично сочетаются между собой и создают прямо семейную атмосферу. Неудивительно, что Момо приходится горожанам по душе и они сами готовы раскрывать перед ней душу — ведь она умеет слушать как никто другой.

Возраст «сто два года» — возможно, и не фантазия ребенка. Момо — счастливый человек, не наблюдающий времени. Ей не жалко его тратить на других людей. Возможно, у человека, делающего добро людям, время жизни измеряется в других величинах, и год идет за 20...

Мирную дружескую атмосферу городка нарушают Серые господа (длинные плащи, шляпы, дымящиеся сигареты — типичный облик секретного агента 000...). Серые господа — хронофаги, пожиратели времени. Они предлагают горожанам сделку: перестать тратить свое время на встречи с друзьями, на уход за больной матерью, а положить это время в некий банк и заработать проценты. Первым поддается на искушение жадноватый Фузи, потом присоединяются другие. И вскоре люди перестают ходить в гости, помогать друг другу. Мир стал скучен и сер. И девочка Момо вдруг окажется никому не нужной. Более того — никто не ринется ее спасать, когда она узнает «секрет» Серых господ и захочет рассказать об этом людям. Струсит даже старый Беппо, которому, в общем-то, нечего и терять.

Но властелин Времени — Мастер Хора (Артур Симонян) и его верная помощница — черепаха Кассиопея (Ирина Камынина) помогут Момо спастись и спасти горожан. Безмолвная, полная гордого достоинства черепаха, бесспорно, лучший актерский образ спектакля «Момо».

Режиссер использует в постановке уже традиционный для современного театра прием, когда один актер перевоплощается сразу в нескольких героев. Иногда такие превращения оборачиваются простым переодеванием, но в этом спектакле такой прием более чем оправдан. Вот герои — взрослые, со своими взрослыми делами и отношениями, и вот они же — дети, отправляющиеся в путешествие на импровизированном корабле (кстати, детская ипостась получилась наиболее яркой и актерски проработанной). И они же — Серые господа, пожиратели времени. И, собственно, кто как не сами люди являются главными хронофагами своей жизни?!

Прозрачно-воздушные декорации, как тонкие миры, как зыбкая грань между взрослым и ребенком, между человеком и хронофагом, между добром и злом.

Спектакль рассчитан на детей от 12 лет. Хотя, скорее всего — это современный мессидж для взрослых, которые забыли, что могли кататься на велосипеде целый день! И колесо времени крутилось, и они были счастливы, часов не наблюдая. Потому что просто еще не знали счет времени.

Философская основа спектакля сложна и еще требует сценической проработки — поиска нюансов в игре актеров, усиления внутренней динамики постановки. Увы, частая задвижка-передвижка прозрачных занавесок этой динамики не прибавляет. И текст в устах героев порой звучит как унылая сентенция. Но у девочки Момо из одноименного спектакля «Глобуса» есть все шансы стать любимицей не только жителей старинного европейского городка, но и сибирского мегаполиса.