«Задраматизированный» Олимп

10 июля 2012
Александр Геннадьев, «Московский комсомолец на Кубани»

Второй Федеральный фестиваль репертуарных театров «Театральный Олимп» недавно завершившийся в Сочи, еще раз подчеркнул свою нужность и значимость.

Главное отличие театрального форума заключается в том, что он дает не только оценку отдельно взятого спектакля, но и театра в целом, рассматривая его деловую сторону. Этим аспектом как раз и занималось второе жюри по менеджменту. Правда, хозяйственные презентации коллективов чаще сводились к видеороликам, концертам, как, к примеру, у Ульяновского и Оренбургского театров. К сожалению, наши старейшие коллективы показали не самый высокий уровень. Впечатление от увиденного, увы, тоскливое, так как эффект поношенности, неопрятности, глубокого провинциализма на лицо. И «Ричард III» оренбуржцев, и ульяновский Нодар Думбадзе «Я, Бабушка, Илико и Илларион» в этом особенно «преуспели», хотя спектакль по Нодару Думбадзе получил приз зрительских симпатий «Олимп-Браво». Подобный выбор скорее говорит в пользу душевного литературного материала, по которому наша публика истосковалось.

Краснодарцы привезли не менее изящную литературу, спектакль «Куколка» по роману А. Аверченко «Шутка мецената» в постановке народной артистки России Ларисы Малеванной. Вот только, если другие театры показывали свои «ударные» спектакли, и явно прибыли в Сочи как на праздник, то наш Молодежный театр привез не самое лучшее название своего репертуара. Поэтому и обошлись мы лишь дипломчиком за сайт театра. И дело здесь совсем не в презентации театра, которая, на самом деле, оказалась очень скромной, и на которую в запале можно свалить всю вину за неудачу. Дело скорее, в объективной картине и искать виновных в этом положении, наверное, самое неблагодарное. Просто всем необходимо сделать правильные выводы от поражения и работать дальше. Руководству же «Премьеры» не имитировать озабоченность судьбой театра, а прилагать реальные усилия по его спасению. А вот артистам труппы, избалованным вниманием и почетом (чаще заслуженно), можно только посочувствовать. Однако им надо привыкать к ситуации, когда лавры и кубки будут доставаться другим, пока положение в «Молодежке» не поправится. Театру необходим творческий лидер, режиссер, а таковые, слава Богу, есть в стране, их только надо увидеть и пригласить.

Ведь показал же прекрасную работу Новосибирский молодежный театр «Глобус», взяв главный приз — Золотой театральный Олимп. Спектакль молодого режиссера Олега Юмова «Возвращение» Андрея Платонова, произвел неизгладимое впечатление. Режиссер поймал ту незабываемую платоновскую интонацию, не аромат, это слово меньше всего подходит к рассказу «Возвращение», скорее дух, настроение, нашел ту струну, которая бьет по душе и бьет безжалостно, но очень точно. Сюжет спектакля-рассказа прост. Человек возвращается с войны в мирное время, не советский человек, не русский солдат, а просто Человек, со своими слабостями, плюсами, желаниями, мечтами. Вот Олег Юмов и рассказал нам простую историю — сделав это очень талантливо, умно и невероятно просто. Буквально в затылок им дышал Норильский Заполярный театр им. Вл. Маяковского со своей интереснейшей работой по пьесе Христова Бойчева «Оркестр Титаник» режиссера Тимура Файрузова. Надо признать, что далекий театр, предсказуемо взял «Серебряный Олимп» и уважение критики.

За 7 дней в Зимнем театре было показано 7 разных спектаклей, но фестивальной афише явно не хватило музыкального жанра — ни балета, ни оперетты, ни оперы, ни мюзикла на сей раз, мы не увидели. Вот и получился этакий «задраматизированный» Олимп. Даже Мытищинский театр кукол (призер бронзового знака почета) свой «Вишневый сад» адаптировал к драме, так как явно кукольный жанр, не смотря на разнокалиберные куклы, которые актеры усердно, но как-то принужденно таскали по сцене, здесь существовал в роли довеска. И все-таки, несмотря что фестиваль проходит второй раз, видна огромная работа его организаторов — желание сделать Олимп на самом деле золотым и престижным.