Очистительная клизма для театра

9 декабря 2011
Юлия Щеткова, «Новая Сибирь»

В театре «Глобус» прошла первая лаборатория молодой режиссуры «Глобус». Место действия«.

В преддверии официального старта IX Международного Рождественского фестиваля искусств в театре «Глобус» случилось главное событие фестивальной off-программы — лаборатория молодой режиссуры «Глобус. Место действия». Руководителями лаборатории выступили московский режиссер Марат Гацалов, екатеринбургский театровед Олег Лоевский и главный режиссер Новосибирского молодежного Алексей Крикливый. В течение шести дней кураторы проекта следили за работой четырех молодых режиссеров из Москвы и Южно-Сахалинска, которым удалось в экстремально короткие сроки представить зрителям эскизные показы спектаклей по современной российской драматургии.

Театральный критик, драматург, педагог, эксперт национальной театральной премии «Золотая маска» и лауреат международных премий имени Станиславского и Дягилева Олег Лоевский не первый год внедряет лабораторное движение в российское театральное пространство. Участниками его многочисленных лабораторий становятся молодые российские режиссеры, которым предоставляется возможность собрать эскизный спектакль в течение трех дней. «Лаборатория придумана не мной. Я просто суммировал имеющийся опыт, — рассказывает господин Лоевский. — Я делаю модуль, необходимый каждому театру. Поскольку связанный с обычными ритмами жизни театра поток вырабатывает не только положительные, но и отрицательные ферменты, этот модуль делает очистительную клизму современному театру, стирает пыль со всех театральных цехов». Акцент на современной драматургии Олег Лоевский объясняет слабой позицией современной российской драматургии в современной театральной действительности: «Нынешний театр не отличается особой любовью к современной драматургии. Так, в репертуаре российских театров на современную драматургию приходится пять-семь процентов репертуара. Для сравнения: в Европе 50–60 процентов». Эффект от лабораторной работы, по мнению Олега Семеновича, очевиден: «Театр уже давно ни чему не учит. Он в состоянии только производить впечатление. Вот и мы предлагаем зрителю нечто такое, что должно произвести на него сильное впечатление и вложить в него новые представления о театре. Работать во время лаборатории приходится всем. Актеры за три дня не успевают включить свои штампы. Им некуда спрятаться, кроме как за свою актерскую энергию. С другой стороны, они прекрасно понимают, что уже через три дня все кончится. Эта безответственность и свобода позволяют высвободить их актерское начало и сделать интересные работы. Вздрагивают и технические цеха, и административная часть, и прочие службы. Помимо этого лаборатория — это отличный способ перевербовать зрителя на свою сторону и скорректировать свои представления о театре: ведь не секрет, у нас со зрителем совершенно разное представление о театре».

Соруководитель проекта «Глобус. Место действия» Марат Гацалов сам недавно выступал в роли участника лабораторных экспериментов господина Лоевского и уверяет, что полученный творческий стресс помогает режиссеру открыть новые каналы восприятия: «У меня есть опыт участия в лаборатории. Это на самом деле очень серьезный стресс. Перед тобой стоит много задач и современный текст, который требует особого ключа. За ним нет традиции, которая могла бы подсказать путь, зато очень много задач, заданных новыми драматургами. Уже поэтому современные тексты и лаборатории бодрят и театры, и режиссеров. У тебя нет времени на рефлексию, так что ты вынужден идти путем риска. А в результате открываешь в себе такие вещи, наличие которых даже не предполагал. Это очень перспективно. Открываются люди, взрываются мозги и открывается канал».

Открыть канал в рамках Рождественского фестиваля решились режиссер Иван Орлов, поставивший пьесу «Любовь людей» минского драматурга Дмитрия Богославского, выпускник РАТИ-ГИТИСа Артемий Николаев, представивший эскиз по пьесе «Сыроежки/Кораблекрушение» Ксении Драгунской, пьесу «Кафе „Шарур“ Анны Батуриной поставил режиссер Даниил Безносов, а „Птица Феникс возвращается домой“ Ярославы Пулинович» интерпретировал ученик Леонида Хейфеца Павел Артемьев. Эскизные показы проходили на различных площадках театра «Глобус» — от малой сцены до столярки. По окончании спектакля каждому зрителю предлагалось принять участие в судьбе спектакля, оставив в специальном ящике свой вариант приговора — «оставить так», «доработать», «забыть, как кошмарный сон». Итоги голосования будут подведены под занавес Рождественского фестиваля искусств. Тогда же станет известно, войдет ли хоть один эскиз в репертуарную афишу театра.