Гадкий утенок
7
мая вторник
11:00, 14:00
12
мая воскресенье
11:00
Путем взаимной переписки
10
мая пятница
18:00
10 мая 18:00 · пятница
Путем взаимной переписки
16+
Малая сцена Владимир Войнович
16+
Cabaret
11
мая суббота
18:00
12
мая воскресенье
15:00
11 мая 18:00 · суббота
12 мая 15:00 · воскресенье
Cabaret
18+
Большая сцена мюзикл Джо Мастерофф, Джон Кандер, Фред Эбб
18+
Ревизор
14
мая вторник
18:30
14 мая 18:30 · вторник
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
14
мая вторник
14:00, 18:30
14 мая 14:00, 18:30 · вторник
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Всем кого касается
15
мая среда
18:30
16
мая четверг
14:00
Каштанка
15
мая среда
18:30
15 мая 18:30 · среда
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Игроки
16
мая четверг
18:30
16 мая 18:30 · четверг
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Собаки
17
мая пятница
14:00, 18:30
17 мая 14:00, 18:30 · пятница
Собаки
12+
Большая сцена по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг»
12+
Горе от ума
17
мая пятница
18:30
Премьера
Премьера
17 мая 18:30 · пятница
Горе от ума
16+
Малая сцена Александр Грибоедов
16+
Счастливый неудачник
18
мая суббота
14:00, 18:00
18 мая 14:00, 18:00 · суббота
Счастливый неудачник
12+
Большая сцена полувероятная история Вадим Шефнер
12+
Генерал и его семья
18
мая суббота
18:00
18 мая 18:00 · суббота
Генерал и его семья
18+
Малая сцена Тимур Кибиров
18+
Отрочество
19
мая воскресенье
14:00, 18:00
19 мая 14:00, 18:00 · воскресенье
Отрочество
12+
Большая сцена по мотивам повести Льва Толстого Ярослава Пулинович
12+
Сказка о рыбаке и рыбке
6
июня четверг
11:00, 16:00
Премьера
Премьера
6 июня 11:00, 16:00 · четверг
Сказка о рыбаке и рыбке
6+
Малая сцена Александр Пушкин
6+

«Не стреляй»: антимилитаристская притча про пластмассовых солдатиков в театре «Глобус»

20 Февраля 2019

Олег Циплаков, «ОКОЛОтеатральный журнал», блог

Пьеса Юлии Поспеловой «Война» предваряется авторским комментарием: «для театра кукол». Естественно, это формальное обозначение — после презентации на конкурсе новой драматургии «Ремарка» год назад (вошла в шорт-лист) «Войну» успели поставить как в формате читки, так и эскизов или полноценных спектаклей во многочисленных драматических театрах России. Но все же в эту ремарку автор вложила основной метафорический замысел: персонажи ее пьесы — четверо игрушечных солдатиков, марионетки в затеянной каким-то ребенком войнушке. Они все одинаковые, пластмассовые, но, несмотря на это, живые.

Их было четверо.
Всего четыре.
Они перемещались по квартире.
Не три, не пять.
Двигались медленно —
Четверо смелых солдатиков,
Мелкими приставными шагами,
Старались не шуршать,
Обходили фантики.

В новосибирском «Глобусе» эскиз по «Войне» поставил Семен Серзин (г. Санкт-Петербург). Проект вырос из лаборатории «Современная драматургия для подростков. Путь к зрителю», нацеленной на популяризацию современной драматургии для подростков — вполне объяснимая интенция для бывшего тюза.

Пространство зала, обтянутое белыми веревками, похоже на лабиринт — прямо с порога начинается игра. Школьники рассаживаются на серые поролоновые маты, болтают и хихикают, почти не замечая, что спектакль уже начался. Игры ведь тоже обычно начинаются стихийно; в них сложно установить четкие правила и настроиться на серьезность.

Появившиеся актеры-солдатики только раскочегаривают эту атмосферу детскости: прыскают друг в друга из водяных пистолетов, кривляются, «курят» карандаши; в центре сцены разбросаны гигантские кубики. Поначалу текст пьесы герои используют лишь как скелет для собственных разговоров: читают отрывок, а затем активно обсуждают.

Вообще «Войну» сложно назвать пьесой: это скорее поэма (в стихах, как и многие другие театральные произведения Поспеловой). Зато в этих рифмованных строчках, которые целиком читаются максимум минут за восемь, образно изложены весь трагизм и нелепость войны — на примере игры в солдатики. «Кем-то забытый окоп» здесь «похож на складку ковра»; вместо воздушной тревоги — летящие сверху резиновые пауки; в роли земли — «сырой пластилин»; умерший солдатик лежит «в коробке из-под шоколадки „Нестле“»; попав в плен, героев бросают на раскладной диван, на подкладке которого виднеется клеймо: «Труд делает свободным» (лозунг, висящий на главных воротах фашистских концлагерей). Наконец, метафора рая в пьесе «Война» — это шкаф, на который попадают погибшие солдатики:

Сверху за ним спустилась рука,
и унесла его под облака,
и положила его на шкаф.
Он теперь там, где цветы в горшках,
Дохлые мухи и хлебные корки,
Счастье, любовь и полно махорки.

Но, несмотря на смысловую и образную насыщенность, пьеса очень короткая. Этот вопрос Серзин решил, добавив в эскиз документальный слой — каждый из актеров по очереди зачитывает на камеру вербатим-интервью, которое прежде взяли у реальных детей от 7 до 18 лет людей. Речь исполнителей перенасыщена необязательными частицами и междометиями, манеры и мимика тоже полностью переняты с прототипов; камера буквально в упор снимает взрослых актеров, которые, как дети, сидят на громадном стуле. Все это делает исповеди максимально искренними.

В этих, порой, полярных по смыслу и тематике монологах, юные зрители непременно узнают себя, потому как проблематика спичей максимально обширная: восемнадцатилетний Андрей (Илья Паньков) говорит, что с детства играл в пластмассовых солдатиков, на смену которым теперь пришли онлайн-шутеры, а недавно его призвали в армию, в спецназ; шестнадцатилетний Сережа (Алексей Кучинский) рассказывает, что в детстве любил играть в стрелялку с пистолетами с пульками, а еще, что он часто ругается с родителями из-за своего брата-аутиста, который недавно сломал его наушники за 650 рублей, и с которым юноша «вообще не знает, как общаться»; пятнадцатилетняя Оля (Арина Литвиненко) «ратует за феминизм», рассуждает о правах женщин и гиперболизированной роли церкви в России, про свободу распоряжаться своим телом (в том числе делать аборты), а также про использование феминитивов; десятилетний Илья (Иван Басюра) приехал из Донбасса, где «что-то видимо не поделили», говорит про войну в Сирии, что любая из войн бессмысленна, и вообще надо жить всем вместе, материками, «как в СССР»; восьмилетний Вася (Стас Скакунов) — жертва буллинга в школе, сестра заставляет его играть с куклой Лол, а он хочет с фигурками из Майнкрафт, а его друг Никита — абьюзер, и у Васи с ним «война».

Вообще-то война или протест — чуть ли не родное состояние для рядового тинейджера. Но в эскизе Серзина наглядно показан контраст между войной внутренней (со своими комплексами, с токсичными взаимоотношениями или другими подростковыми заботами) и реальной, со всей ее бессмысленностью и отвратительностью насилия. В такой войне не победить за счет рефлексии — только бомбами и пулеметами. Заканчивается «Война» песней «Солдатики» украинского исполнителя Сергея Бабкина:

Солдатики, солдатики на крылышках летят,
Взлетели, а обратно приземляться не хотят,
Садили в землю семечки, а крестики взошли,
Солдатики, солдатики дорожку не нашли.

В конце от начального чувства легкости и игрушечности не осталось ничего, и эта градация от позитива и инфантильности к скорбной трагичности тоже показательна: верно подметила девочка на обсуждении, что «дети с ранних лет воспринимают войну, как игру, войнушку с пластмассовыми автоматами; а на самом деле там гибнут люди и происходят ужасные вещи». В представлении многих война явление не отвратительное и противоестественное — она ассоциируется с чем-то пафосным и величественным, как это показано в советском масскульте и написано в школьных учебниках. Именно этой парадной стороной войны гордятся, грозятся, что могут повторить. В эскизе «Глобуса» подросткам предлагается самостоятельно решить, что же такое война и какая она на самом деле. Это необходимо делать именно здесь и сейчас: в стране повсеместного насаждения милитаризма, в стране, президент которой считает «замечательным, отличным подарком к Новому году» успешное испытание новой ракеты.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272