Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Art
4
мая суббота
18:00
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Гадкий утенок
7
мая вторник
11:00, 14:00
12
мая воскресенье
11:00
Путем взаимной переписки
10
мая пятница
18:00
10 мая 18:00 · пятница
Путем взаимной переписки
16+
Малая сцена Владимир Войнович
16+
Cabaret
11
мая суббота
18:00
12
мая воскресенье
15:00
11 мая 18:00 · суббота
12 мая 15:00 · воскресенье
Cabaret
18+
Большая сцена мюзикл Джо Мастерофф, Джон Кандер, Фред Эбб
18+

Рождество театральное

16 Января 2020

Елена Коновалова, «Экран и сцена»

Новосибирская театральная жизнь всегда была богата на фестивали. Самым крупным в этой палитре с 1995 года остается Рождественский фестиваль, демонстрирующий различные виды искусства: драму, музыку, танец, перформанс. Главная его задача — просветительская, поэтому основу программы составляют известнейшие театральные и музыкальные коллективы страны.

На тринадцатом фестивале можно было увидеть спектакли МХТ имени А.П.Чехова и Электротеатра Станиславский, Воронежского Камерного театра и Центра имени Вс.Мейерхольда, РАМТа и «Театра взаимных действий». Музыкальная афиша представила Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева, ансамбль Юрия Башмета «Солисты Москвы», группу «Калинов мост», а также концертную постановку оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс».

Обязательной составляющей фестиваля все годы были премьеры местных театров. В «Новосибирском кейсе» нет конкурсной состязательности, он показывает срез того, что вышло в городе за два сезона. В этот раз самыми заметными событиями стали спектакли Тимофея Кулябина и Андрея Прикотенко.

«Дети солнца» театра «Красный факел», где сюжет одноименной пьесы М.Горького режиссер Тимофей Кулябин и драматург Ольга Федянина перенесли в кампус Стэнфордского университета в период прихода миллениума, уже приняли участие в фестивалях «Территория» в Москве и «Реальный театр» в Екатеринбурге, спектакль номинирован на премию «Золотая Маска». Несколько дней из жизни шести персонажей на сломе эпох погружают зрителя в поток сцен, где личные катаклизмы героев для них важнее происходящего вокруг. Всё, как всегда, — человек, сосредоточенный на своем мире, слеп к внешним катастрофам и не способен предвидеть, как они отразятся на его собственной жизни. Но если ты уходишь от гражданской активности, это не значит, что социум точно так же оставит тебя в покое.

Андрей Прикотенко представил в театре «Старый дом» свой взгляд на «Идиота» Ф.М.Достоевского. Действие здесь также перенесено в наши дни, и спектакль убедительно показывает, что история взаимоотношений героев романа абсолютно современна. Режиссер совершенно не щадит персонажей и настолько обнажает комплексы каждого, что почти ни один из них не вызывает симпатии. Кроме, как ни странно, Гани Иволгина в блестящем исполнении Яна Латышева: этот практичный молодой человек, изо всех сил стремящийся пробиться наверх, — наиболее цельная и самодостаточная фигура в психически больном обществе, где только прагматик, кажется, и способен в конечном итоге удержаться от разрушительных соблазнов. Спектакль несколько грешит иллюстративным натурализмом, но в целом этот анатомический театр патологий оставляет сильнейшее впечатление.

«Красный факел» также показал «Перемирие» в постановке Олега Липовецкого по пьесе донецкого автора Алексея Куралеха. Но попытка режиссера и драматурга представить нынешнюю войну на Донбассе в форме притчи не выглядит убедительной. Условное перемирие, где четверо военных — солдаты украинской армии и сепаратисты, по двое с каждой стороны, — встречаются, чтобы починить беременной хозяйке дом, пострадавший от бомбежек, выглядит схематично и надуманно, а сами персонажи — не живыми людьми, а утрированными масками. Возможно, потому, что еще слишком близки и болезненны кровавые события, которым до сих пор не видно завершения, — здесь, вероятно, более уместен язык документальный. Как, например, в спектакле Театра.doc «Война близко», где в одной из частей был использован дневник обычного жителя Луганска.

Новая драматургия вообще доминировала в нынешнем «Новосибирском кейсе», но все постановки по ней — и «Иранская конференция» Ивана Вырыпаева в театре «Глобус», и «Воин» Марии Огневой в «Первом театре», и «Марьино поле» Олега Богаева на выпускном курсе Павла Южакова в НГТИ — оказались не слишком удачными: режиссеры явно не нашли ключа к пьесам. И все же самым провальным в программе оказался спектакль по классике: Сергей Афанасьев в возглавляемом им Городском театре так поставил «Горе от ума» А.С.Грибоедова, что весь афористический текст этой пьесы, давно разошедшийся на цитаты, потонул в потоке бессмысленного шума — крике актеров и фоновой русской попсе. Китч давно стал приемом Афанасьева, современная отечественная эстрада звучит у него практически во всех постановках. Но уместность ее спорна. Почему Чацкий появляется под песню Филиппа Киркорова, в чем параллель — кто вообще Чацкий наших дней? И почему все персонажи в этом «Горе от ума» загримированы под клоунов? Ни фарс, ни клоунаду на основе пьесы Грибоедова Афанасьев разыграть не сумел, режиссура здесь всухую проиграла драматургии.

В Новосибирске регулярно возникают новые фестивали — в начале сезона впервые прошел Международный фестиваль актуального искусства «Хаос» (см. № 23, 2019), сделавший ставку на всевозможные формы эксперимента. Появление такого игрока на поле не может не отразиться на структуре Рождественского фестиваля. В какую сторону раздвинутся его границы, увидим через два года.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272