Елена Коновалова, «Экран и сцена»
Новосибирская театральная жизнь всегда была богата на фестивали. Самым крупным в этой палитре с 1995 года остается Рождественский фестиваль, демонстрирующий различные виды искусства: драму, музыку, танец, перформанс. Главная его задача — просветительская, поэтому основу программы составляют известнейшие театральные и музыкальные коллективы страны.
На тринадцатом фестивале можно было увидеть спектакли МХТ имени А.П.Чехова и Электротеатра Станиславский, Воронежского Камерного театра и Центра имени Вс.Мейерхольда, РАМТа и «Театра взаимных действий». Музыкальная афиша представила Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева, ансамбль Юрия Башмета «Солисты Москвы», группу «Калинов мост», а также концертную постановку оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс».
Обязательной составляющей фестиваля все годы были премьеры местных театров. В «Новосибирском кейсе» нет конкурсной состязательности, он показывает срез того, что вышло в городе за два сезона. В этот раз самыми заметными событиями стали спектакли Тимофея Кулябина и Андрея Прикотенко.
«Дети солнца» театра «Красный факел», где сюжет одноименной пьесы М.Горького режиссер Тимофей Кулябин и драматург Ольга Федянина перенесли в кампус Стэнфордского университета в период прихода миллениума, уже приняли участие в фестивалях «Территория» в Москве и «Реальный театр» в Екатеринбурге, спектакль номинирован на премию «Золотая Маска». Несколько дней из жизни шести персонажей на сломе эпох погружают зрителя в поток сцен, где личные катаклизмы героев для них важнее происходящего вокруг. Всё, как всегда, — человек, сосредоточенный на своем мире, слеп к внешним катастрофам и не способен предвидеть, как они отразятся на его собственной жизни. Но если ты уходишь от гражданской активности, это не значит, что социум точно так же оставит тебя в покое.
Андрей Прикотенко представил в театре «Старый дом» свой взгляд на «Идиота» Ф.М.Достоевского. Действие здесь также перенесено в наши дни, и спектакль убедительно показывает, что история взаимоотношений героев романа абсолютно современна. Режиссер совершенно не щадит персонажей и настолько обнажает комплексы каждого, что почти ни один из них не вызывает симпатии. Кроме, как ни странно, Гани Иволгина в блестящем исполнении Яна Латышева: этот практичный молодой человек, изо всех сил стремящийся пробиться наверх, — наиболее цельная и самодостаточная фигура в психически больном обществе, где только прагматик, кажется, и способен в конечном итоге удержаться от разрушительных соблазнов. Спектакль несколько грешит иллюстративным натурализмом, но в целом этот анатомический театр патологий оставляет сильнейшее впечатление.
«Красный факел» также показал «Перемирие» в постановке Олега Липовецкого по пьесе донецкого автора Алексея Куралеха. Но попытка режиссера и драматурга представить нынешнюю войну на Донбассе в форме притчи не выглядит убедительной. Условное перемирие, где четверо военных — солдаты украинской армии и сепаратисты, по двое с каждой стороны, — встречаются, чтобы починить беременной хозяйке дом, пострадавший от бомбежек, выглядит схематично и надуманно, а сами персонажи — не живыми людьми, а утрированными масками. Возможно, потому, что еще слишком близки и болезненны кровавые события, которым до сих пор не видно завершения, — здесь, вероятно, более уместен язык документальный. Как, например, в спектакле Театра.doc «Война близко», где в одной из частей был использован дневник обычного жителя Луганска.
Новая драматургия вообще доминировала в нынешнем «Новосибирском кейсе», но все постановки по ней — и «Иранская конференция» Ивана Вырыпаева в театре «Глобус», и «Воин» Марии Огневой в «Первом театре», и «Марьино поле» Олега Богаева на выпускном курсе Павла Южакова в НГТИ — оказались не слишком удачными: режиссеры явно не нашли ключа к пьесам. И все же самым провальным в программе оказался спектакль по классике: Сергей Афанасьев в возглавляемом им Городском театре так поставил «Горе от ума» А.С.Грибоедова, что весь афористический текст этой пьесы, давно разошедшийся на цитаты, потонул в потоке бессмысленного шума — крике актеров и фоновой русской попсе. Китч давно стал приемом Афанасьева, современная отечественная эстрада звучит у него практически во всех постановках. Но уместность ее спорна. Почему Чацкий появляется под песню Филиппа Киркорова, в чем параллель — кто вообще Чацкий наших дней? И почему все персонажи в этом «Горе от ума» загримированы под клоунов? Ни фарс, ни клоунаду на основе пьесы Грибоедова Афанасьев разыграть не сумел, режиссура здесь всухую проиграла драматургии.
В Новосибирске регулярно возникают новые фестивали — в начале сезона впервые прошел Международный фестиваль актуального искусства «Хаос» (см. № 23, 2019), сделавший ставку на всевозможные формы эксперимента. Появление такого игрока на поле не может не отразиться на структуре Рождественского фестиваля. В какую сторону раздвинутся его границы, увидим через два года.