Евгения Буторина, «Пенсионеры-online»
Апрель обещал многое, но
свои обещания не
исполнил. Обманчивый месяц, что с
него взять. Обещает весну, а
снегопады и
холода
— как зимой. В
театральной афише три классика, но
ни
одна премьера сердце не
тронула.
Широко проанонсированный «Игрок» в «Глобусе» порадовал лишь оригинальной пластикой игроков в рулетку (хореограф Дмитрий Генус), красивыми декорациями и оригинальными костюмами (художник Мария Утробина).
На огромной сцене «Глобуса» выстроена декорация старинной залы в пастельных тонах. В глубине сцены — стол, за которым собрались постояльцы отеля. Веселый разговор ни о чем... Правда, из глубины сцены до зрительного зала долетают не все реплики, но это не столь важно. Для придания достоверности режиссер Ирина Керученко заставила французов говорить по-французски. Поэтому если и расслышишь разговор, все равно не поймешь. Не все новосибирские зрители знают французский в совершенстве.
В постановке «Игрока» режиссер стремилась к максимально реалистичному переносу романа на сцену. Тетушки, нянюшки, дети, сестры, мимопроходящие князья... В романе они двигают сюжет. В постановке лишь мелькают на сцене, не работая на раскрытие темы, затягивая действие. Для Алексея Кучинского специально нанимали на три месяца учителя французского, артист по-французски заговорил, но предельная достоверность деталей не сумела приблизить зрителя к Достоевскому.
Роковые женщины и роковые страсти — Федор Михайлович не был ценителем полутонов. Если уж играть — то до пули в лоб. Если любить — то до сумасшествия. Если загадочная красавица — то не важно, Грушенькой ее звать будут или Полиной, но сводить с ума она просто обязана.... На сцене «Глобуса» с роковыми страстями сложно. Пожалуй, лишь генерал (Артур Симонян) в своей страсти к очаровательной Бланш (Алина Юсупова) немного приближается к высотам сумасшествия, но медленно так, ползком..
Остальные же герои — будь то Полина (Екатерина Аникина) или Алексей Иванович (Алексей Архипов) — обычные добропорядочные люди, спокойные, благостные. Такие... скорее из раннего Тургенева, нежели из романов Достоевского. Правда, с причудами. «Я тебя люблю», «Я тебя ненавижу», «Сходи выиграй миллион» — все так просто, обыденно, нелогично и непонятно. Словно про героев Достоевского рассказывает какой-то француз или англичанин. Мистер Астлей (Максим Гуралевич) мог бы пересказывать эту историю в таком тоне. С некоторым недоумением от этих ненормальных, не поддающихся никакой логике русских...
Достоевский писал историю взлета и падения, страсти и расплаты. На сцене «Глобуса» нам подробно и обстоятельно рассказывают бытовую историю, как маленький человек однажды играл, играл да выиграл. Его сразу две женщины за это готовы полюбить были. А потом он проиграл...
И история эта довольно морализаторская, а потому скучная. Немного оживления вызывает появление бабушки в исполнении Тамары Кочержинской. Героям сопереживать не получается. Разве что очаровательной Бланш, из которой вполне могла бы получиться роковая женщина Достоевского, но ей это не надо, ей и так хорошо и легко живется в мире пастельных цветов с легким французским акцентом...
Бытовые сцены разбавляют яркие пластические вставки казино, где за масками бушуют страсти и каждый герой обладает собственной пластикой. Где прекрасная пара — барон и баронесса Вурмергельм (Вячеслав Кимаев и Евгения Краснова) — приковывают внимание каждым появлением.
Но вставки про рулетку хороши впервые, во второй раз уже привычны. А в третий, четвертый, пятый... становятся тоже обыденностью. И разворачивающаяся на глазах драма оставляет зрителя равнодушным. Рулетка снова обманула, и проиграл не только Алексей Иванович, но и мы, зрители...