Друзья! 25 марта 2022 года, в День работника культуры, в театре «Глобус» продолжились читки современных пьес в рамках ток-проекта «ПодросТок». Четвертым событием в программе стала пьеса Елены Щетининой «Свинья в стене», первое произведение автора в драматургическом жанре. Пьеса — это монолог маленькой девочки Лизы, но произносимый уже повзрослевшей Лизой, смотрящей на происходящее из будущего, которое к финалу станет настоящим. Здесь существует сложная структура времени, несколько пластов развития сюжета, мотивы триллера и детектива. И крайне сложные, болевые темы: детские страхи, материализовавшиеся в воображаемое существо, и чувство вины перед родителями. Традиционно проект сопровождается разговором между артистами и зрительской аудиторией.
Ксения Левашова, модератор: «Я бы эпиграфом к пьесе взяла слова одной из героинь: „Мы — команда забытых детей“. По сути, через эту страшную историю мы понимаем, что эти дети никому не нужны, в том числе их родителям. И каждый замкнут в своей проблеме».
Наталья Тищенко, актриса, куратор читки: «Когда ты первый раз читаешь пьесу — воспринимаешь ее в одном ключе. Когда читаешь повторно, в ней открываются новые тематические слои. В современном мире большой поток информации, но мало кто ею пользуется, ничего не происходит. Для детей существуют опасности в окружающем мире, но у меня нет ответа на вопрос: как сделать так, чтобы с моим ребенком не случилось страшное? Как защитить своего ребенка от беды? Потому что постоянно находиться с ним рядом и контролировать — не способ его спасти».
Никита Сарычев, актер: «Свинья — собирательный образ. Мы читаем эту роль по очереди, и делаем это умышленно. Нам автор пытается противопоставить детскую жизнь и взрослый мир со своими проблемами из-за того, в какую критическую точку пришла ситуация. В XXI веке, в максимально открытом, технологичном мире, мы дошли до точки своей закрытости. Когда мы можем загуглить все, написать хоть куда, но мы не общаемся, связь между людьми разорвана. У нас может быть в соцсетях две тысячи друзей, а где твой настоящий друг? Драматург пытается рассказать нам об этом парадоксе».
Ирина Камынина, актриса: «Для меня в этой пьесе нет вообще никаких вторых планов. Проблема в том, что у девочки в голове зародился страх. Этим страхом воспользовался ее сосед, придумал условия, которые она нарушить не может. Сыграл на любви ребенка к родителям, и она в это поверила. Проблема в том, что она никому не может об этом рассказать. В пьесе одна тема — как заставить ребенка побороть свой страх и сказать правду».
Зритель: «В пьесе дикая сюжетная интрига, которая держит до последнего. Что происходит с девочкой: у нее расщепление личности или ее так пугают родители, сосед? В театре такие страшилки ставятся не так часто. Важна тема: как ребенок будет справляться с существующей проблемой, ведь он совершенно одинок в этой борьбе».
Школьники, входящие в фокус-группу проекта, сошлись во мнении, что текст звучит завораживающе, но одновременно пугающе. При этом каждый хотел бы увидеть его интерпретацию на театральной сцене.