Елена Могелюк, новостная лента сайта театра «Глобус»
Друзья! 23 и 24 апреля 2015 года на малой сцене будет представлен новый спектакль «Арабская ночь» по одноименной пьесе современного немецкого драматурга Роланда Шиммельпфеннига в постановке Александра Созонова. В интервью режиссер рассказывает о том, почему приехал в новосибирский театр «Глобус», об основных принципах в работе с артистами и о гипнотическом эффекте выбранной пьесы.
— В Вашем представлении театр — это?..
— Семья. В «Глобусе» она дружная, обаятельная и талантливая. А режиссер здесь гость, которого принимают и уважают. Режим, в котором все больше и больше существует театр в Москве, — проектный театр, и потому, когда возникает общность с творческим коллективом на химическом уровне, — это большая ценность.
— Многое в Вашей биографии говорит о том, что Вы могли бы построить карьеру успешного экономиста. Почему выбрали театр?
— Важно понимать, где ты максимально эффективен. Для меня это — сфера искусства. А современный режиссер — и кризис-менеджер, и HR-отдел, и продюсер... Самое главное качество — уметь договариваться с людьми, организовывать и производственный, и творческий процесс.
— Ваша первая профессия в этом помогает?
— Любая профессия помогает. Нужно постоянно искать опыт реальной жизни за пределами нашей театральной повседневности, чтобы понимать что-то про людей, о которых и для которых создается театр. И это сложно сделать, если все время находиться только в театре.
— Какую постановку считаете значимой для себя?
— Главной проверкой на прочность стал спектакль в Театре им. Ермоловой «Портрет Дориана Грея» с Олегом Меньшиковым в главной роли (лорд Генри). Это была большая сцена, большой бюджет и, прежде всего, большая ответственность за людей.
— Вы ученик Кирилла Серебренникова. Какие его основные режиссерские принципы взяли себе на заметку из студенчества?
— Самый важный принцип — уважение к артисту, желание серьезно работать с ним. Когда ты встречаешься с артистом, не важно насколько он медийно раскручен, а важно желание вместе слышать, работать, страховать и дополнять друг друга. Для меня как для режиссера большое счастье встретить в театре «Глобус» прекрасную актерскую команду, которая действительно вдохновляет на шаг за пределы моего опыта.
— Как Вы и «Глобус» нашли друг друга?
— Я очень стремился сюда попасть после того, как увидел спектакль Марата Гацалова «Август: графство Осейдж». Потом мы вместе учились с Алексеем Крикливым на проекте «Школа театрального лидера», после год обсуждали материал для постановки. Остановились на психоделической мелодраме Роланда Шиммельпфеннига «Арабская ночь».
— Есть ли у Вас определенные предпочтения в драматургии?
— Как сказал Товстоногов, самая главная идея спектакля лежит в зрительном зале. Есть тексты, о которых ты понимаешь, что их нужно брать и ставить прямо сейчас. Предпочтения выстраиваются в зависимости от того, как ты размышляешь, про что сейчас космос, мир, зритель...
— «Арабская ночь». Чем привлекло Вас это произведение?
— «Арабская ночь» написана потрясающе, и если все это воплотить на сцене, то может сработать некий гипнотический эффект, который распространится и на того, кто исполняет роли, и на того, кто наблюдает за действием. Интересно по форме, по структуре текста. Пьеса сложная, но есть шанс достичь многоуровневого синхронного с залом размышления о человеке. Автор придумал завораживающий способ погружения в сказочную реальность, и это захватывает, увлекает, служит отличной отправной точкой для воображения и поиска.
— В пьесе реальность переплетается со сном, границы времени и пространства стираются, даже встречаются элементы мифологии (например, образ женщины-оборотня). Как думаете, почему автор привлекает этот инструмент в свое повествование?
— Арабская ночь — это такое карнавальное время, время переворота. Нужно попробовать разобраться в нем, возможно, научиться жить с ним и даже получать удовольствие. Все герои пьесы осознанно закрыли для себя мир мифологии и волшебства, который существует в них самих. Это конфликт равенства в человеке рассудочного эгоизма и животного, дикого, страстного, дионисийского начала. Автор «Арабской ночи» говорит нам, что животного начала в себе не нужно бояться и не стоит его задавливать, поскольку неизвестно, чем это может обернуться.
— Планируете привлекать в спектакль цифровые технологии?
— Есть убежденность, что это должен быть мой самый яркий и визуально богатый спектакль. Хочется сделать многоуровневое повествование, используя все возможности современного театра: и хореографию, и свет, и сценографию, и саунд-дизайн, и костюмы на пересечении нескольких культур, и видео. Тем не менее, все это выстраивается вокруг артистов, и пока сложно сказать, будет ли много именно видеорешений, или мы найдем другой магический путь.